Этико-правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии.

Этические проблемы трансплантации органов и тканей

Этико-правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии.

Аннотация. Данная статья поднимает тему трансплантации органов и тканей. Описываются понятия трансплантации и биоэтики. Раскрываются этико-правовые проблемы в области трансплантологии.

Ключевые слова: трансплантация, антропологический аспект, аксиологический аспект, онтологический аспект, биоэтика.

На рубеже ХХ – ХХІ веков трансплантология стала частью медицины и биотехнологии, также они включили в себя новейшие достижения различных биомедицинских наук. На сегодняшний день трансплантология- это область, которая включает в себя высочайшие биотехнологические и медицинские технологии.

Они используются в случаях, когда  у человека имеется какая- либо патология органа, которая  неизбежно приведет к летальному исходу. При лечении тяжело больных пересадка органов имеет огромное значение, т.к.

она в лучшем случае продлевает жизнь и обеспечивает ее более высокий качественный уровень [1].

Термин «трансплантация» (от лат. transplantare – пересаживать) понимается как процесс замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида[2].

Трансплантация бывает трех видов:

1.Аутотрансплантацию –трансплантация при которой человек является донором для самого себя;

2.Гомотрансплантацию – такую трансплантацию проводят в пределах одного вида;

3.Гетеро- или ксенотрансплантацию – трансплантация может производится между разными видами. Например от животного к человеку[3].

Трансплантологию можно назвать наукой, в ней есть определенные этико-правовые проблемы:

1.Проблема изъятия органов у донора, распределение органов между пациентами;

2.Общее состояние донора;                                                        

3.Трансплантологии как коммерция.

Перед изъятием необходимого органа у донора, большое значение имеет его состояние, т.е живой донор или мертвый. Так как пересадка органа от живого донора отразится на его здоровье и причинит ему вред. Следовательно  перед врачом стоит сложный выбор: «помочь пациенту?» или «не навредить человеку?»

Еще одна из самых актуальных проблем по всему миру – это нехватка донорских органов.

Все люди на земле равны и все должно быть справедливо, поэтому в трансплантологии есть специально созданная программа, иными словами «листы ожидания», по которой пациенты, нуждающиеся в пересадке того или иного органа становятся в очередь.

Большой минус этой программы в том, что пациент, находясь даже в очень тяжелом состоянии, вынужден ждать своей очереди. Он может находиться как на первом месте в этом листе ожидания, так и на последнем месте. В худшем случае пациент может и не дождаться необходимой для него операции.

Между пациентами должны быть равные права, следовательно нужно выполнять определенные правила:

1.Пациент обязательно должен пройти медицинское обследование, после которого указывается тяжесть состояния пациента, а также его    иммунологические и генетические характеристики. Эти характеристики очень важны при пересадке органа.

2.Донорских органы не должны делится на отдельные группы, т.е со специальным финансированием.

С каждым разом все больше и больше трансплантология превращается в коммерцию, т.е человеческие органы становятся товаром, а так как присутствует проблема дефицита донорских органов, то эти органы становятся очень дорогим товаром. [4].

Трансплантология развивается очень стремительно и успешно, тем самым дает многим людям надежду на почти чудесное исцеление, однако вместе с этим поднимает множество проблем:

1.Людей, нуждающихся в замене органа больше, чем возможных доноров.

2.На сегодняшний день операции, которые осуществляются с помощью новых технологии являются очень дорогостоящими, поэтому такие виды операции могут позволить себе только люди «при деньгах».

3.При любых видах операции присутствует риск, как для донора, так и для реципиента. Как нам известно, с курса биологии, любой пересаженный орган часто не может сдружиться с иммунной системой реципиента, вследствие этого идёт уменьшение вероятности позитивного результата.

4.Отношение к телу умершего человека. Абсолютно в любой религии, люди, относятся очень бережно к телу покинувшего этот мир человека. Извлечение из тела какого-либо органа сравнивается с большим грехом.

Исследуя выше сказанные проблемы со стороны философии, можно выделить следующие аспекты:

-антропологический аспект, который включает в себя отношение людей друг к другу, например, «продавец-покупатель». Коротко говоря, люди, которые «при деньгах» выживают за счет тех, кто «без денег»;

-аксиологический аспект, то есть теряется ценность человека в этом мире, людей рассматривают как робот или железяка, в котором можно заменить любую деталь, если она вышла из строя. Вдобавок к этому, многие люди не хотят следить за своим здоровьем, впоследствии чего теряется и ценность здоровья.

-онтологический аспект, речь идет о понятии жизни и смерти, к примеру, человек после трансплантации сердца, считается живым, но другой человек со своим же сердцем, но не загруженным мозгом считается мертвым.

Судя по модернизованному миру, технологиям, у трансплантологии большие возможности, и этот процесс может сделать многих людей счастливыми, людей, которые давно уже потеряли надежду, веру в хорошее.

Однако, развитие этого направления приводит и к некоторым сложностям.

Ученые наших времен должны прийти к одному решению: развитие трансплантологии, через прикрытие философско-этических принципов, норм и сделав из этого максимальный плюс и безвредность окружающим ради благоприятного  результата. [5]

Конфликты, которые возникают при традиционно медицинских процессах можно решить через требования, относящиеся к развитии трансплантологии, то есть условия междисциплинарного диалога между врачами, пациентами, донорами, родственниками пациентов, исследователями.

Эти проблемы последовали созданию биоэтики. Биоэтика- это междисциплинарная наука, стоящая между всеми медицинскими процессами, возникающая в результате внедрения модернизированной технологии в биомедицину.

Отсюда появляются вопросы, которые могут затронуть не только область медицины, но и другие сферы, в основном, философов, юристов, религиозных людей и конечно же, обычных людей, пользующиеся повседневной медицинской помощью.

Говоря о биоэтике, фундамент построил американский биолог Поттер, который опубликовал свою работу на тему «Биоэтика: мост в будущее» в 1971 году. [6].

Мы считаем, что даже если в современном мире людям оказывают хорошую медицинскую помощь, трансплантология всегда будет частью сферы науки и экспериментов.

Для многих медицинских работников этические проблемы, возникающие при трансплантологии, являются решением каких-либо моральных проблем, например, использование тела человека как живым, так и неживым.

Область, в которой происходят размышления о праве распоряжения своего тела или близкого человека, даже после смерти, останется лишь маленькой сферой об уважении к телу человека, что является частью его человеческой жизни на Земле.

Список литературы:

  1. Алисевич В.И. Некоторые этические и правовые вопросы трансплантации тканей и органов//Философские и социальные проблемы биологии и медицины. – М., 1977.
  2. Анохин А.М. Современная философия науки и медицина. – М., 1989.
  3. Демихов В. П. Пересадка жизненно важных органов в эксперименте. Медгиз, 1960.
  4. Закон РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека” (от 22 декабря 1992 г №4180-1 с дополнениями от 24 мая 2000 года). / Цит. по Шамов И.А. Биомедицинская этика. …, с. 210.
  5. Gouge F., Moore J., Bremer B.A. et al. The quality of life of donors, potential donors and recipients of living related donor renal transplantation. Transplant. Proc. – 1990. – №22. – P. 2409-2413.
  6. medconfer.com›node/2392
  7. Поттер В. Р. Биоэтика: мост в будущее. – К.: Вадим Карпенко, 2002.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlii/103229

Этико-правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии. Суррогатное материнство. Этические проблемы генно-инженерных технологий. Подготовила доц. – презентация

Этико-правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии.

1

2 Этико-правовые проблемы трансплантологии и трансфузиологии. Суррогатное материнство. Этические проблемы генно-инженерных технологий. Подготовила доц. Толокова Т.И.

3 Трансплантация Трансплантация Закон Украины «О трансплантации органов и (или) тканей человека» соответствует и следует основным принципам ВОЗ о области трансплантологии. Статья Закона посвящена обоснованию презумпции согласия: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том,

4 Трансплантация что при жизни данное лицо либо его родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту».

По мнению авторов закона данная форма предполагаемого согласия в настоящие время является единственно верной при наличии напряженной социальной ситуации и невысоком уровне медицинского просвещения в России.

5 Информированное согласие включает в себя Понимание пациентом / испытуемым / полученной информации Добровольность информирования и отсутствие ее нарушений (принуждения, манипуляции, убеждения)

6 Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного (ребенок, недееспособный больной). Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростков) Информированное согласие включает в себя

7 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности. Согласно международным требованиям (Хельсинско- Токийская декларация и др.) – каждый протокол научного исследования должен пройти предварительную этическую экспертизу и получить одобрение соответствующего этического комитета.

8 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности.

Цель данной экспертизы – обеспечить защиту прав, безопасности, благополучия и достоинства людей, участвующих в медико – биологических исследованиях и экспериментах в качестве испытуемых.

Этические (биоэтические) комитеты являются механизмом этического контроля за проведением медико-биологических исследований на людях.

9 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности. Этические (биоэтический) комитет. История создания Защита субъектов научного исследования. 1947г.

– «Нюрнбергский кодекс» Положение «Нюрнбергского кодекса», разработанного в ходе Международного Военного Трибунала развивались и детализировались в различных международных и национальных документах и легли в основу работы комитетов по этике исследования.

10 Этические (биоэтический) комитет. История создания Хельсинско-Токийская декларация (ВМА,1975 г.) – впервые в международной практике зафиксировано понятие «специальный комитет» ( ).

«Программа и выполнение каждого экспериментального исследования на человеке должны быть четко сформулированы в экспериментальном протоколе, который должен быть представлен специально назначенному независимому комитету для рассмотрения замечаний и предложений» (раздел 1.2 Хельсинско-Токийской декларации).

11 Права несовершеннолетних Права несовершеннолетних на охрану их здоровья включают: В возрасте старше 15 лет – добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 32; ч. 1 ст. 33 Основ)

12 Основные правила Биомедицинской этики 2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. 3. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случае невозможности получить согласие пациентов и испытуемых.

13 Основные правила Биомедицинской этики 4. Отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытаниях.

14 Заявление об информированном согласии на операцию 1.

Я, больной______________ информирован о том, что мне необходимо выполнить оперативное вмещательство_________________________ __________________________________ Я поставлен в известность о том, что цель этой операции –получение наиболее благоприятного результата из тех которые возможны при моем состоянии. Мне разъяснены основные этапы операции. Я понял, в чем ее смысл, и не имею по этом поводу вопросов к медперсоналу.

15 Заявление об информированном согласии на операцию Я согласен на проведение обследования в предложенном объеме.

Я сообщил сведения о наличии у меня сопутствующих заболеваний, а также о болезнях и операциях, перенесенных ранее. 2. Мне известно, что сам факт выполнения операции не приводит автоматически к выздоровлению.

Осознаю, что для достижения необходимого результата кроме операции потребуется длительное высококвалифицированное лечение.

16 Заявление об информированном согласии на операцию Я понимаю, что операция проводиться на поврежденных при травме или пораженных заболеванием тканях моего организма, способность которых к заживлению понижена.

Мне известно, что 100% гарантии хороших результатов как операции, так и лечения в целом дано быть не может. 3. Я осознаю, что любое оперативное вмешательство связано с риском для здоровья.

Понимаю, что во время операции или после нее могут появиться непредвиденные ранее неблагоприятные обстоятельства, а также возникнуть осложнения (нагноение раны, несращение, тромбоэмболия и др.)

17 Заявление об информированном согласии на операцию При этом врачи могут быть поставлены перед необходимостью значительно изменить доведенный до моего сведения план лечения. Может потребоваться дополнительная операция. Могут удлиниться общие сроки лечения. При хирургическом лечении не исключены болевые ощущения во время некоторых манипуляций.

18 Заявление об информированном согласии на операцию Поэтому, сознавая все вышеизложенное, я обращаюсь к персоналу отделения с просьбой о проведении оперативного вмешательства и обязуюсь в послеоперационном периоде выполнять все рекомендации врачей. 5.

Мне известно также, что при несоблюдении мною лечебных предписаний и правил внутреннего распорядка лечебного учреждения лечащий врач вправе отказаться от наблюдения и лечения. Подпись больного ____________ Дата. Рыков В. А.

Медицинское право: справочник в вопросах и ответах 2002

19 Заявление об информированном согласии на операцию 4. До моего сведения доведено, что планируемая операция не связана с устранением непосредственной угрозы для моей жизни, поэтому потребность в ней не является абсолютной.

С другой стороны, мне понятно, что длительное откладывание или отказ от операции приведут к стойким нарушениям и, возможно, неустранимыми нарушениям формы и функции поврежденных отделов конечности, что в итоге неблагоприятно повлияет на мое здоровье и ухудшит качество жизни.

20 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности. Существующие в мире этические комитеты действуют на двух уровнях национальном; региональном (местном). Основная практическая работа но этическому контролю медицинской науки и практики осуществляется. Как правило, на региональном уровне.

21 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности.

Модели (типы) функционирования этических комитетов А) «Американская» (североамериканская) Б) «Европейская» модель. «Американская» модель – характерно наделение этических комитетов «запретительными» полномочиями.

«Европейская» модель – характерно наделение этических комитетов «совещательно-консультативными» полномочиями.

22 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности. В начале 70 –х годов ВМА законодательно зафиксировала требования к составу этического комитета.

В состав этического комитета должны входить не менее 5 человек, включая юриста и так называемого представителя общественности, что должно гарантировать оценку протокола предлагаемого исследования, в том числе и сточки зрения его общественной значимости.

Остальные члены комитета не должны являться представителями только того учреждения, на базе которого предполагается проводить исследование, и не должны быть также представителями одной профессии.

23 Этические (биоэтический) комитет; История создания; Модели; Уровни и перспективы деятельности. Уровни и перспективы деятельности этических комитетов. 1) Осуществление «диалога с общественностью ее образование в области проблем «биоэтики»». 2) Консультирование правительств и парламентов своих стран по вопросам медицинской этики.

24 Биоэтика Право на жизнь – это личное неотчуждаемое право человека. Он может подвергать себя опасности. Рисковать. Однако нигде не провозглашено о праве человека на смерть

25 Биоэтика Эвтаназия – это удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти каким – либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

26 Биоэтика Ассистированный суицид с помощью врача (медицинского работника) – медицинский работник (врач) снабжает больного необходимыми лекарственными средствами

27 Биоэтика Активная эвтаназия – для наступлении смерти используют какое – либо медикаментозное средство врачом Пассивная эвтаназия – медицинская помощь не оказывается

28 Биоэтика В настоящие время Законом запрещено медицинскому персоналу осуществлять эвтаназию. В соответствии С УК РФ осуществление эвтаназии попадает под действие части 1ст 105 «Убийство» Пассивная эвтаназия может квалифицироваться как неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ)

29 До недавнего времени считалось, что ребенок “оживает” именно тогда, когда мать почувствует первые толчки плода. Но современные исследования убедительно свидетельствуют о том, что ребенок начинает двигаться намного раньше, а началом его жизни и беспрерывного развития является миг зачатия.

30 Пять с половиной недель беременности Длина зародыша ребенка мм. Глаза четко обозначены темными кругами. Конечность развилась в маленькую ручку. Через пуповину кровь с кислородом и питательными веществами поступает к зародышу.

31 Шесть недель Ребенок уже начинает двигаться, на целых 12 недель раньше от того времени, когда мать почувствует эти движения. Сердце ребенка бьется с частотой ударов в минуту, вдвое чаще, чем у мамы.

32 Одиннадцать недель Вес ребенка приблизительно 30 г, длина 6 см. Сердце начинает биться на день. Маленькое существо может морщиться, менять выражение лица и даже улыбаться. Совершенствуются все системы организма

33 Двенадцать недель Зародыш хорошо «устроился» в матке, мозг и нервная система начинают играть важную роль. Трехмесячный ребенок похож на новоприбывшего во вселенную “космонавта” в специальной капсуле со снабжающей привязью и всем необходимым для жизни и развития. В большинстве случаев мать может беззаботно двигаться.

34 Шестнадцать недель недельный зародыш вырастает ежемесячно на 5-15 см. Ребенок уже умеет схватывать что-то ручками, плавать и даже переворачиваться

35 Восемнадцать недель Длина зародыша достигает 20 см. Посмотрите на ручку, это настоящее произведение искусства. Большой палец уже хорошо развит, ребенок уже умеет сосать его. Малыш становится активным и энергичным; напрягая мышцы, отталкивается ручками и ножками. Теперь мать ощущает его движения.

36 В “Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви”, важнейшего итогового документа Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, содержится обращение, призывающее признать за врачом право отказаться от совершения аборта

37 “Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта”.

38 Совет считает, что соблюдение права врача отказаться от производства аборта по религиозным и этическим соображениям относится к такому же соблюдению личных прав граждан, как свобода совести. Конституция РФ гласит

39 “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними” (Статья 28).

40 Утвержденное в законе право врача отказаться от аборта зафиксировано в Декларации Осло о медицинских абортах, п.

6: Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге (принята 24-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1983, дополнена 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, ноябрь 1983).

41 Учитывая многочисленные обращения православных врачей-гинекологов, чьи права нарушаются, Совет считает, что необходимы законодательные гарантии того, что в случае отказа производить аборт или выписывать направление на него, любой медицинский работник, участвующий в процедуре прерывания беременности, а также учащийся медицинского учебного заведения, не будет подвергаться дискриминации и что ему будет гарантировано сохранение рабочего (учебного) места.

42 спасибо за внимание

Источник: http://www.myshared.ru/slide/762179/

МедНаука
Добавить комментарий