Форма правления российской федерации. Форма правления рф

Форма правления современной России

Форма правления российской федерации. Форма правления рф

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года: Российская Федерация — Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента он был упразднён; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.

3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран.

На основании поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями . Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу.

В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов.

В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/3_128001_forma-pravleniya-sovremennoy-rossii.html

Форма правления в Российской Федерации

Форма правления российской федерации. Форма правления рф


Форма правления — это элемент формы государства, который охватывает порядок формирования высших органов государства, их компетенции, структуру, а также принципы взаимоотношения органов власти между собой и с населением [1].

Иными словами, форма правления отвечает, кто правит и как осуществляет верховную власть в государстве.

Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее — Конституция РФ, КРФ), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 КРФ).

Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской.

Так, например, доктор юридических наук О. Е. Кутафин и доктор юридических наук Е. И.

Козлова в научных трудах указывают на то, что по мере становления России как конституционного государства, черты президентской республики усиливались, и что в конечном счёте она стала по своему характеру полностью президентской, однако сохраняющей «некоторые внешние признаки парламентского государства» [2]. Данные выводы подкрепляются тем, что Президент РФ избирается всенародным анием, является верховным главнокомандующим, имеет значительные полномочия в целом. Однако есть и Правительство, которое обязано ежегодно отчитываться перед Парламентом, что нехарактерно для президентской республики.

Также следует отметить поддержку данной позиции Председателем Конституционного Суда России В. Д. Зорькиным, который в докладе на юбилейной Конференции РАН сказал следующее: «Я сам, когда эта Конституция обсуждалась, многое в ней резко критиковал. И Президента, роль которого была гипертрофирована, критиковал тоже.

… И я твердо убеждён, что только акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас нашу Россию от государственного распада. Я хорошо вижу те процессы, которые продолжают создавать угрозы этого распада. И я считаю, что для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть» [3].

Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [4].

Сторонники иной позиции говорят о смешанном характере республики в Российской Федерации. Доктор юридических наук В. Е. Чиркин обращает внимание на то, что отношения, складывающиеся внутри государства, фактически имеют более важное значение, чем юридические нормы [5].

Так, правовед отмечает: в форме правления РФ есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма».

Это приводит автора к выводу о том, что Россия — полупрезиденсткая республика с доминирующим положением Президента в структуре власти.

Прежде чем переходить к анализу упомянутых видов республики, нужно обозначить признаки, присущие республике как форме правления в целом.

Во-первых, выборность высших органов власти. Кроме того, указанные органы избираются на определённый законом срок.

Во-вторых, реальное разделение властей. В зависимости от вида республики глава государства может возглавлять исполнительную власть, однако законодательная и судебная всегда осуществляется иными органами.

В-третьих, юридическая и политическая ответственность главы государства и иных должностных лиц. Например, правомочие законодательного органа отрешить главу государства в установленных случаях. Это один из наиболее ярких примеров отличия республики от монархии, где политическую ответственность за монарха несут министры.

Президентская республика представляет собой вид республики с перевесом полномочий в пользу главы государства.

Главной отличительной чертой является внепарламентский метод избрания главы государства. Это может быть всенародное избрание или же избрание коллегией выборщиков, что является примером непрямых выборов.

Следующим признаком является внепарламентский метод формирования правительства: глава государства назначает главу исполнительной власти, либо сам замещает указанную должность. Также стоит отметить, что правительство несёт ответственность только перед президентом и может быть распущено только им: законодательный орган не задействован в этих процессах.

Зачастую в президентских республиках глава государства обладает следующими правомочиями: правом вето на принимаемые парламентом законы, правом вводить военное или чрезвычайное положение в стране (ограниченное, либо неограниченное), правом издавать нормативные правовые акты, имеющие силу закона (не подзаконного акта), а также он занимает пост главнокомандующего вооружёнными силами (не только номинально).

Смешанная республика сочетает в себе черты президентской и парламентской.

Смешанная республика схожа с президентской в том, что глава государства избирается внепарламентским путём, может наложить право вето на принимаемые парламентом законы, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имеет право (ограниченное или неограниченное) на введение военного и/или чрезвычайного положения в стране.

Однако от президентской республики смешанная отличается тем, что президент не является главой исполнительной власти. Данная должность замещается главой правительства (премьер-министром), назначаемым главой государства с утверждением кандидатуры парламентом.

Продолжая говорить о правовом положении органов исполнительной власти, нужно отметить, что для смешанных республик характерна двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, несмотря на его самостоятельность и независимость от иных органов.

Глава государства в смешанной республике не единолично определяет внешнюю политику и руководит ей — нужно учитывать внешнеполитические позиции правительства.

Наличие механизма «сдержек и противовесов» обеспечивает равенство ветвей власти. Так, например, парламент обладает правом отправить в отставку правительство, а избранный глава государства может выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган.

Некоторые авторы не выделяют смешанную республику как самостоятельный вид, говоря о том, что это переходная форма либо к президентской, либо к парламентской республике [6].

В контексте смешанной республики можно говорить о её подвидах — полупарламентской (парламентско-президентской) и полупрезидентской (президентско- парламентской) — в зависимости от усиления роли законодательного органа или главы государства.

Учёные-политологи отмечают схожесть формы правления в Российской Федерации с формой правления Пятой Французской республики — полупрезидентской республикой, которая была установлена в 1958 году с принятием новой Конституции. Об однородности формы правления в указанных странах говорит доктор юридических наук В. Е. Чиркин [7]. Доктор юридических наук М. А. Краснов также затрагивает соотношение французской и российской моделей управления [8].

Сравнивая полномочия глав государств, установленные конституцией Пятой Французской Республики (далее — КФР) и конституцией Российской Федерации, можно найти много общего.

Так, оба президента являются гарантами Конституции (ст. 5 КФР, п.2 ст 80 КРФ), являются верховными главнокомандующими Вооружёнными силами (ст. 15 КФР, п. 1 ст. 87 КРФ) и осуществляют назначение на высшие военные должности (ст. 13 КФР, п. «л» ст. 83 КРФ), осуществляют помилование (ст. 17 КФР, ст. 89 КРФ), заключают и ратифицируют международные договоры (ст. 52 КФР, п.

«б» ст. 86 КРФ), могут инициировать пересмотр конституции (ст. 89 КФР, ст. 134 КРФ), обладают правом промульгации законов (ст. 10 КФР и п. «д» ст. 84 КРФ), имеют право присутствовать на заседаниях исполнительного органа (ст. 9 КФР и п. «б» ст. 83 КРФ), по представлению Председателя Правительства назначают и освобождают от должности министров (ст. 8 КФР, п. «д» ст. 83 КРФ).

Процедура отрешения Президента от должности в обеих республиках довольно сложная: это касается и порядка отрешения, и самого выдвижения обвинения против главы государства (ст. 68 КФР, п. 1 ст. 93 КРФ).

Однако существуют и важные различия в компетенциях упомянутых глав государств. В отличие от Франции, в России для роспуска нижней палаты парламента президент не должен консультироваться с Премьер-министром и председателями обеих палат (ст. 12 КФР, п. «б» ст. 84 КФ).

В вопросе назначения судей Президент Франции имеет больше полномочий, так как возглавляет орган по подбору судейских кадров (Высший совет магистратуры), в то время как в России Президент может только представлять их кандидатуры (ст. 65 КФР и п. «е» ст. 83 КРФ).

Французский Президент назначает Премьер-министра единолично (ст. 8 КФР), в России же Президенту требуется согласие Государственной Думы РФ.

Однако нужно обратить внимание на правомочие Президента РФ распустить нижнюю палату парламента в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур (п. 4 ст. 111 КРФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что фактически данный пост будет занимать кандидатура, избранная Президентом РФ.

Немаловажным является тот факт, что Правительство Франции ответственно только перед Народным Собранием — нижней палатой парламента. В Российской Федерации предусмотрена двойная ответственность высшего исполнительного органа (пп. «а» п. 1 ст. 114 КРФ, п. 2 ст. 117 КРФ).

Особое внимание хочется обратить на те полномочия, которыми обладает глава Российской Федерации, но не обладает глава Французской Республики.

Президент РФ имеет право самостоятельно назначать референдум (ст. 11 КФР, п. «в» ст. 84 КРФ).

Во Франции Президент формально не обладает правом законодательной инициативы, в России же, согласно статье 104 КРФ, глава государства такое право имеет.

В Российской Федерации вопросы гражданства рассматриваются Президентом (п. «а» ст. 89 КРФ), во Франции — Парламентом (ст. 34 КФР).

Одной из функций созданного в 1958 году Конституционного совета является урегулирование споров между высшими государственными органами (ст. 41 КФР). В России согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти может использовать Президент (п. 1 ст. 85 КРФ).

Осадное положение во Франции вводится декретом Совета министров, продолжается — только Парламентом (ст. 36 КФР), в России Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам парламента (п. 2 ст. 87, ст. 88 КРФ).

В целом, подсчитывая количество властных полномочий, которыми наделён глава государства, можно обнаружить, что практически в два раза их больше у Президента РФ.

Обратимся к взаимоотношению ветвей власти внутри Российской Федерации. Рассматривая соотношение полномочий Президента РФ и Федерального Собрания РФ (далее — ФС РФ), установленных Конституцией РФ, можно прийти к выводу, что некоторые полномочия Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ носят номинальный характер.

Так, например, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ (пп. «ж» п. 1 ст. 102 КРФ), а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей (пп. «з» п. 1 ст. 102 КРФ) происходит по представлению Президента РФ (п. «е» и п. «е.1» ст. 83 КРФ).

К полномочиям Совета Федерации ФС РФ относится утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения (пп. «б» и пп. «в» п. 1 ст.

102 КРФ), но принимая во внимание положения пункта 2 статьи 87 и статьи 88 КРФ о том, что Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ, представляется, что данные указы не могут быть не утверждены.

Однако к ведению Совета Федерации отнесены такие компетенции, как назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности (пп. «д» и пп. «е» п. 1 ст. 102 КРФ), что свидетельствует о важной роли участия данного органа в судьбе государства.

Говоря о полномочиях Государственной Думы ФС РФ, а именно о даче согласия Президента на назначение Председателя Правительства РФ (пп. «а» п.1 ст. 103 КРФ) и о решении вопроса доверии Правительству РФ (пп. «б» п.1 ст. 103 КРФ), нужно отметить право Президента РФ распустить нижнюю палату парламента (п. «б» ст. 84 КРФ, п. 4 ст. 111 КРФ, ст. 117 КРФ).

Для определения вида республики имеет значение тот факт, что Государственная Дума ежегодно заслушивает отчёты Правительства (пп. «в» п. 1 ст. 103 КРФ).

Подводя итог, хочется ещё раз обратить внимание на следующее. Избрание главы государства и формирование правительства происходит внепарламентским путём.

Президент РФ обладает большим количеством властных полномочий: в их числе право роспуска Государственной Думы или отставки Правительства в предусмотренных законом случаях, право вето на законы Федерального Собрания РФ, право законодательной инициативы и вынесения вопросов на рассмотрение референдумом.

Глава государства является гарантом Конституции и верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Несмотря на то, что Президент России не является главой исполнительной власти, фактически его роль в управлении делами государства гораздо больше, нежели роль Правительства или Федерального Собрания.

Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.

Литература:

  1. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1999. — С. 138.
  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — 5-е изд. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.
  3. Доклад В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России» // Конституционный Суд Российской Федерации. URL: //www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=11 (дата обращения: 29.12.2018).

Источник: //moluch.ru/archive/239/55348/

Форма правления в РФ

Форма правления российской федерации. Форма правления рф

Ирина Нестерова ✔ 11.01.2018

Нестерова И.А. Форма правления в РФ // Энциклопедия Нестеровых

Форма правления представляет собой организацию власти в государстве в соответствии с определенной моделью. В Российской Федерации за всю историю было несколько форм правления.

Российская Федерация является одной из самых развитых и прогрессивных стран мира. Россия была и монархией, и республикой. В настоящее время Российская Федерация является смешанной республикой, в которой на правовом уровне установлен баланс между президентом и парламентом.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1].

Каждая форма правления имеет плюсы и минусы.

Классификация форм правления

По классификации форм правления они разделяются на два вида: республика и монархия. Обе формы правления имеют несколько подвидов, которые показаны на схеме.

Виды форм правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними [2].

Монархия считается более древней формой правления, чем республика. Монархия характерна для многих ранних государств. Слово монархия имеет греческие корни. Впервые оно встречается в трудах античных философов. В латынь термин “монархия” проникает не ранее II в. н. э. Об этом свидетельствует тот факт, что встречается данное понятие впервые у Тертуллиана и Лактанция [3].

Республика известна со времен античности. Особый интерес для правоведов и историков по-прежнему представляет Римская республика.

Римская республика – форма правления Древним Римским государством в период с 509 по 31 года до н.э. Римская республика представляла собой совокупность демократических, олигархических и монархических элементов.

В современном мире существуют и иные, нетипичные виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави)[4].

Подробнее о видах форм правления и их подробные характеристики.

К содержанию

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I.

Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика, существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны.

В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов.

В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика.

Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина.

Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

К содержанию

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика. В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным анием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным анием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009 – 382 с.
  3. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
  4. Клименко А. В., В. В. Румынина Обществознание – М.: Дрофа, 2009. – 214с.

Источник: //odiplom.ru/lab/forma-pravleniya-rf.html

Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России)

Форма правления российской федерации. Форма правления рф

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий

    • форму правления,
    • форму государственного устройства и
    • политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

По форме правления Россия

    • смешанная (полупрезидентская) республика.

Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

    1. выборность власти;
    2. ограниченность срока полномочий власти;
    3. зависимость от избирателей.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.

Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.

Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

По форме государственного устройства Россия

    • федерация – сложное союзное государство.

Части союзного государства являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; федерация построена по национально-территориальному принципу.

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая – субъектов федерации; третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Политический режим России

    • современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом олигархического типа, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

В России присутствуют признаки авторитаризма:

    1. правящей группой создана социально-политическая система, основанная на подчинении государству (его лидерам);
    2. культивируется социальная установка личности на то, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Кроме того, явно выражены признаки олигархии – политического режима, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи – члены олигархии, либо сами являются членами правительства, либо оказывают решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах.

Несмотря на наличие таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п., необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. 

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения, позиционирующие себя как оппозиционные, на деле занимают прокремлевскую позицию.

Институт импичмента осуществить реально практически невозможно – слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.

Что касается гласности, то сейчас средства массовой информации оказались под контролем олигархов, что практически исключает их  независимость.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: //jurkom74.ru/ucheba/forma-rossiyskogo-gosudarstva-obschaya-charakteristika-gosudarstvennogo-stroya-v-sovremennoy-rossii

Особенности формы правления в Российской Федерации

Форма правления российской федерации. Форма правления рф

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.

По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную – Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

– особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

– избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

– сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

– отсутствие должности вице-президента;

– исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;

– не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

– по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

– согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

– Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;

– часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

– вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

– наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу).

Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов.

Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

– наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

Особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Согласно Конституции 1993 г., Россия – федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.

Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:

– территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;

– наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;

– в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;

– субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;

– существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

Как федерация, Россия строится на следующих принципах:

1.Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:

– отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

– единым и равным гражданством

– обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями

– верховенством Конституции РФ на территории России

– распространением суверенитета РФ на всю ее территорию

– единым на всей территории государственным языком;

– единой государственной символикой;

– наличием единой денежной единицы – рубля.

2.Равноправие субъектов.Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России – Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.

Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

3.Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

4.Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:

1) исключительного ведения РФ (ст.71);

2) совместного ведения (ст.72);

3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).

Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).

Политический режим современного Российского государства.

Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 6 лет в России проходят выборы главы государства – Президента России; выборы депутатов Государственной Думы – нижней палаты Парламента страны.

Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом – всеобщим анием – в 1993 г.

На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

Важнейший признак демократии как государственного режима – учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России – признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.



Источник: //infopedia.su/1x723.html

МедНаука
Добавить комментарий