Фрейд: детские страхи. Теория страха

«Психоанализ детских страхов» Зигмунд Фрейд: причины неудач

Фрейд: детские страхи. Теория страха

«Психоанализ детских страхов» — книга Зимунда Фрейда с детальным анализом детских страхов. Психоанализ являлся одним из основных объектов для изучения в практике Зигмунда Фрейда.

Наряду с психологией взрослого человека немецкий психолог исследовал первопричины каких-либо мозговых явлений в далеком детстве.

Он считал, что еще на ранней стадии развития у ребенка имеется повышенная чувствительность и потребность в удовлетворении потребностей.

Работа Фрейда над детским психоанализом

В своей книге Зигмунд Фрейд различает детский психоанализ и взрослый. Зачастую в отношении ребенка Зигмунд говорил о том, что все процессы становления имеют в своей основе латентное сексуальное значение.

Пройдемся по нескольким стадиям развития ребенка:

  1. На первой стадии у детей возникает желание искать источник собственного удовлетворения. Когда дети только начинают развиваться, они видят способ своего удовлетворения в материнском молоке. К этому же удовлетворению относится и сосание пальца.
  2. Как только у ребенка начинают формироваться зубы, то у него появляется желание укусить, что также носит в себе удовлетворение. Но здесь уже Фрейд это называет либидонозным удовлетворением, то есть проявляются первые сексуальные инстинкты. Укус носит в себе агрессивную энергию. При этом ребенок вступает в своеобразный конфликт с реальностью, когда он пытается укусить, но ему этого сделать не дают.
  3. Далее ребенок пытается узнавать окружающий мир, но делает он это при помощи своей матери. Как только он понимает, что рядом матери нет, он начинает испытывать ощущение неудовлетворенности, а это уже второй конфликт с реальным миром.

По этой причине психология детских страхов базируется у Фрейда на неудовлетворенности ребенка, то есть при ощущении дискомфорта из-за того, что он не может совершить то или иное действие, у него возникает опасение, что для него это недостижимо. Зигмунд Фрейд сделал детальный психоанализ детских страхов.

Какие теории он вывел, занимаясь книгой?

В процессе написания, изучения и классификации страхов в детском психоанализе, Зигмунд Фрейд выявил несколько теорий в отношении ребенка:

  1. Взаимодействовать с детьми необходимо несколькими способами, которые могут быть схожи со взрослыми. Сюда Фрейд относил и гипноз, и ассоциации, а также расшифровывание сновидений.
  2. Чтобы помочь ребенку, который находится под влиянием своих страхов, необходимо преобразовать это в игру. В игровом процессе ребенок практически не способен контролировать свои инстинкты, поэтому выдает то, что находится на его бессознательном уровне. Так ребенок слегка приоткроет дверцу в свой внутренний мир.
  3. С ребенком нужно установить определенную связь, в которой вы будете занимать роль авторитета. Ребенок должен видеть в вас уже сформировавшуюся личность, которая успешно преодолела свои собственные страхи. Тогда он будет уверен в том, что вы поможете ему с тем же успехом преодолеть его опасения.

Известное утверждение Фрейда: «Все проблемы из детства»

Знаменитое утверждение Зигмунда Фрейда «Все проблемы из детства» в настоящее время считается многими психоаналитиками не более чем мифом. По какой причине? Потому что все воспоминания детства у взрослого человека частично стираются из памяти. А поскольку человек уже помнит довольно мало, то далекое прошлое уже практически не имеет над ним никакой власти.

Через анализ свободных ассоциаций Фрейд пришел к выводу, что большинство страхов взрослого человека идут из далеких детских переживаний. А сами переживания ребенка в своей основе имеют сексуальную подоплеку. Благодаря способу свободных ассоциаций основатель психоанализа смог доказать, какое большое значение для становления взрослого человека имеют страхи его детства.

По его мнению эти переживания никуда не исчезают, а просто переходят в своеобразное «спящее» состояние.

Когда Фрейд проводил свои исследования, он был весьма шокирован тем, что большинство людей не могут понимать значение собственных детских воспоминаний и снов.

Большая часть пациентов полагала, что происходящее с ними – итог их недавних поступков, тогда как для Зигмунда Фрейда было совершенно ясно, что первопричина тех или иных явлений кроется на бессознательном уровне.

Только спустя несколько сеансов пациенты начинали видеть взаимосвязь детских переживаний и их настоящей жизни.

Подборка схожей литературы

Для более подробного изучения детского психоанализа рекомендуем вам следующие книги:

  1. «Затаенная боль. Дневник психоаналитика» Каролин Эльячефф.
  2. «Детский психоанализ» Мелани Кляйн.
  3. «Психология «Я» и защитные механизмы» Анна Фрейд.

Источник: https://SilaMira.ru/psihoanaliz-detskih-strahov-zigmund-frejd/

Психоанализ: учебное пособие

Фрейд: детские страхи. Теория страха

В своих лекциях по введению в психоанализ (1916–1917) Фрейд уделил особое внимание проблематике страха. Одна из лекций (двадцать пятая) так и называлась – «Страх». В ней Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом, рассмотрел взаимоотношения между ними и обсудил различные формы страха, наблюдаемые в жизни человека.

Прежде всего основатель психоанализа заметил, что реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является реакцией на восприятие внешней опасности. В этом отношении реальный страх может быть рассмотрен в качестве выражения инстинкта самосохранения.

Но если он приобретает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной реакции на опасность, состоящей из аффекта страха и защитного действия, то его нельзя назвать целесообразным. Готовность к опасности – обычное явление. На ее почве возникает состояние страха.

Согласно Фрейду, готовность к страху является целесообразной, в то время как развитие страха – нецелесообразно.

В отличие от реального, невротический страх представляет собой субъективное состояние, сопровождаемое аффектом. Он может проявляться в различных формах.

Одно из таких проявлений заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние страха ожидания или боязливого ожидания, когда страх готов привязаться к любому подходящему содержанию восприятия.

Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Такой человек не является больным в строгом смысле этого слова, но он становится боязливым и пессимистичным.

Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха.

Вторая форма страха психически соотносится с определенными объектами и ситуациями. Это – фобии, связанные с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д.

Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас.

Фрейд относил такие фобии к истерии страха.

Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов, когда состояние страха как бы раскалывается на части. У человека появляются отдельные ярко выраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. При этом человек не может соотнести так называемые эквиваленты страха с какой-либо явной опасностью.

Выделение этих трех форм страха поставило Фрейда перед необходимостью более конкретного ответа на вопрос, что все же представляет собой невротический страх и как следует его понимать.

Отвечая на этот вопрос и апеллируя к психоаналитическим представлениям о бессознательной деятельности человека и клиническим наблюдениям, он прежде всего соотнес страх ожидания и боязливость с сексуальными влечениями или, точнее, с неудовлетворенной разрядкой либидо.

Если в силу тех или иных причин сексуальное возбуждение прекращается, не получив своего полного удовлетворения, то в этом случае появляется страх, который может быть выражен в форме страха ожидания, различного рода припадков или их эквивалентов.

С точки зрения Фрейда, страх связан с сексуальным ограничением, как это имеет место, например, при прерванном половом акте, сексуальном воздержании, менопаузе.

Отмеченная Фрейдом связь между сексуальностью и страхом действительно имеет место.

Во всяком случае, в процессе аналитической практики мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобного рода обстоятельствами, когда на почве сексуальных отношений у пациентов возникали различного рода страхи, связанные с психической или физической импотенцией у мужчин, боязнью забеременеть у женщин. Однако далеко не всегда прослеживались однозначные связи, о которых говорил Фрейд. Так, единичные и эпизодические случаи прерывания полового акта чаще всего порождают страх, особенно у женщин.

Один из моих пациентов сообщил, что практикуемый им несколько раз прерванный половой акт вызвал у него не беспокойство, а неудовлетворенность, в то время как у его партнерши появился страх, в результате чего они оба исключили из своих интимных отношений подобный способ предохранения.

Но постоянные супружеские отношения, основанные именно на этом способе предотвращения беременности, становятся подчас своего рода нормой интимного поведения, когда взаимное доверие и уверенность друг в друге способствуют сексуальному удовлетворению без каких-либо признаков проявления страха.

В моей практике были по меньшей мере два случая, когда, став сексуальным режимом, прерывание полового акта со стороны мужчины с целью недопущения нежелательной беременности не приводило не только к возникновению невроза страха у обоих партнеров, но и не сопровождалось никакими негативными эмоциями с их стороны. В одном случае супружеский опыт постоянного прерывания полового акта составлял пять лет, в другом – семнадцать лет. Так что в этом отношении утверждение Фрейда о том, что прерывание полового акта из осторожности, став сексуальным режимом, часто становится причиной невроза страха у мужчин, но особенно у женщин, не представляется бесспорным. Во всяком случае, необходимо дальнейшее изучение этого вопроса с привлечением дополнительного клинического материала, что могло бы представить интерес для психоаналитиков и сексологов.

На основе рассмотрения невроза страха, истерии и невроза навязчивых состояний Фрейд заключил, что отклонение сексуальности от нормального своего проявления, ведущее к порождению страха, осуществляется на почве как соматических, так и психических процессов.

Собственно говоря, этим и ограничилось его обсуждение вопроса о возникновении невротического страха, так как ко времени публикации лекций о введении в психоанализ (1916–1917) многое оставалось для него неясным, требующим концептуальной проработки и клинической проверки.

Не менее сложной оказалась и вторая задача, поставленная Фрейдом и связанная с выявлением связей между реальным и невротическим страхами. Пытаясь решить эту задачу, он обратился к рассмотрению возникновения страха у ребенка.

Его исходный постулат заключался в том, что боязливость свойственна всем детям, и трудно проводить различие страхами ребенка, являющимися реальными или невротическими. У ребенка имеется склонность к реальному страху. Он испытывает боязнь при столкновении с незнакомыми лицами, новыми ситуациями точно так же, как первобытный человек боится всего неизвестного ему.

Однако не все дети боязливы в равной мере. Те из них, кто проявляет сильную боязнь перед новыми объектами, предметами, ситуациями, в дальнейшем становятся нервными.

Казалось бы, возникновение страха у ребенка связано с его беспомощностью и не имеет никакого отношения к его сексуальности.

Именно на этот источник зарождения страха обращали внимание некоторые исследователи и терапевты, считая, подобно А.

Адлеру, что в основе страха и невроза лежит неполноценность ребенка, обусловленная его слабостью и беспомощностью. Но Фрейд не разделял подобную точку зрения.

Он полагал, что ребенок боится чужого человека не в силу исходящей от него опасности и собственной беспомощности перед ним, а потому, что настроен увидеть знакомое, любимое лицо, главным образом лицо матери, но вместо него видит чужое лицо.

Либидо ребенка не находит своего воплощения в любимом лице и, неспособное удержаться в свободном состоянии, переводится в страх. Не случайно первые фобии у детей проявляются в форме боязни темноты и одиночества, когда они сталкиваются с ситуацией отсутствия матери.

Отсюда следует, как считал Фрейд, что невротический страх не является вторичным, то есть особым случаем реального страха. Скорее приходится признать, что проявление у ребенка реального страха имеет нечто общее с его невротическим страхом. Этим общим служит то, что оба страха возникают на почве неиспользованного либидо.

Исходя из подобного представления, Фрейд сделал вывод, что страх детей очень близок к невротическому страху взрослых и замещает собой объект любви каким-либо внешним предметом или ситуацией.

В представлении основателя психоанализа, развитие страха тесно связано с системой бессознательного, с судьбами либидо. Превращение либидо в страх осуществляется благодаря процессу вытеснения.

Подвергнутые вытеснению сексуальные влечения как бы находят свою разрядку в форме страха, причем невротического страха. Так, рассматривая фобии, Фрейд выделил две фазы невротического процесса.

Первая фаза характеризуется осуществлением вытеснения и переводом сексуальных влечений в страх, соотнесенный с внешней опасностью.

Во второй фазе наблюдается организация системы защиты, способствующей предотвращению столкновения с этой опасностью, когда вытеснение является не чем иным, как попыткой бегства Я от сексуальных влечений. При других невротических заболеваниях используются иные системы защиты против возможного развития страха. Но в любом случае, согласно Фрейду, проблема страха занимает центральное место в психологии неврозов.

Изречения

З. Фрейд: «Есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху».

З. Фрейд: «Подобно тому, как попытка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которое сковывает страх».

Источник: https://bookap.info/psyanaliz/leybin_psihoanaliz_uchebnoe_posobie/gl73.shtm

Фрейд о детских страхах

Фрейд: детские страхи. Теория страха

Каждый человек испытывал страх, когда был ребенком. Без этого невозможно полноценное формирование личности и осознание границ дозволенного. Через страхи ребенок понимает, кто он такой, где живет и как должен себя вести.

В течение всего этапа взросления страхи у ребенка могут меняться. Так, например, когда ребенок появляется на свет, он боится яркого света, громких звуков, купания, переодевания. Дети до трех лет имеют страх потерять своих родителей, поэтому не рекомендуется оставлять своего малыша надолго одного или в компании не особо близких ему людей.

Дети в возрасте с трех до пяти лет обычно боятся темноты и того, что в ней может быть скрыто, а также замкнутого пространства. В шесть-семь лет ребенок боится смерти или потерять одну из частей своего тела.

В подростковом возрасте у ребенка уже «взрослые» страхи – он боится одиночества, крушения своих планов, публичного провала или отсутствия возможности самореализации.

Все эти виды страхов абсолютно нормальны, пока не переходят в критическую форму, поэтому родителям нужно обращать внимание на то, чего боится их ребенок, и в случае, если страх не проходит самостоятельно, обращаться к специалисту.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зигмунд Фрейд о детских страхах

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психиатр, посвятил много времени изучению такого феномена, как детские страхи. Свои теории он изложил в трактате «Введение в психоанализ». Он считал, что детские страхи появляются по причине бессилия на биологическом и психологическом уровнях.

Зигмунд Фрейд называл проблему тревоги у детей «узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы», и «тайной, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь».

Зигмунд Фрейд классифицировал детские страхи на:

  • естественные,
  • патологические.

Естественные страхи со временем становятся неестественными. Например, новорожденные дети боятся одиночества, темноты и чужих людей, и это нормально. Также подростковый страх быть отвергнутым во взрослой жизни также становится неестественным. Патологический страх – это усиление естественного страха.

По мере развития ребенка, он становится более независимым от своей матери, однако страх потери не уходит, так как появляется новый объект, который ребенок боится потерять. Многим детям трудно расставаться со своей любимой игрушкой. Этот страх может в дальнейшем эволюционировать в страх перед совестью, затем в социальный страх. Последней «стадией» страха является страх смерти.

Замечание 1

Страх может вызывать тревогу, и наоборот, поэтому тревогу часто называют иррациональным страхом, а страх – объективной тревогой, однако другие исследователи утверждают, что страх – это эмоция, которую испытывает человек, а тревога – это состояние, в котором человек оказывается.

Работу над исследованием детских страхов продолжила дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Свои исследования она строила на психоаналитических отношениях. На протяжении всех детских лет ребенка сопровождают страхи.

Иногда тревога является защитной реакцией организма.

Анна Фрейд изучала психику детей шести-семи лет и выявила, что на протяжении всего этого возраста малыши борются со своим инстинктами, так как родители ставят им запрет на многие вещи, а в случае непослушания их ждет наказание, установленное родителями.

Часто дети становятся заложниками своего воображения и проецируют образ бабы Яги на свою мать, так как они обе женщины. Несмотря на то, что ребенок любит мать, переживает за нее, в то же время он боится ее. В этом случае необходима консультация специалиста. Он внушает ребенку во время игры, что ребенок не ненавидит свою мать, что он любит ее, и что мама не хочет его обидеть.

Дети имеют чувственный телесный опыт и эмоциональные отношения, им интересны загадки человеческого существования – «Как я появился на свет? В чем разница между девочками и мальчиками?» Дети сами придумывают ответы на эти вопросы согласно своим собственным теориями и умозаключениям.

Когда они влюбляются и испытывают ревность, у них бывают необычные желания и неоднозначные идеи, в которых они боятся признаться своим родителям.

Нельзя недооценивать детскую сексуальность и фантазирование, так как в этом случае они остаются один на один со своей проблемой и не могут ее решить, что провоцирует большие тревоги в дальнейшей сексуальной жизни человека.

Ребенку тяжело находиться в доме, где нет четкого понятия о том, что такое любовь и ненависть, любовь и ревность. Такая амбивалентность имеет негативные последствия для воспитания ребенка. Опасность ребенка поджидает со всех сторон.

Он боится обращаться к одному родителю, так как это может огорчить второго. Если ребенок отстраняется от родителя, тот может перестать его любить. Если ребенок чувствует злость, то боится наказания, если он чувствует любовь, то уверен, что будет отвергнут.

Любящие родители, которые сегодня защищают, завтра сами могут начать его обижать, умереть, ругать и так далее.

Тревожащий и пугающий символ или ситуация – это смесь тревожных импульсов как равнодействующая различных психических механизмов. Здесь может присутствовать страх быть съеденным, появляющийся на фоне частого изображения и упоминания в сказках.

А. Фрейд писала, что дети стараются избежать объекта своего страха, но при этом продолжают тянуться к нему. Этот принцип является основным для формирования страхов у детей, так как он применяется во многих стихах, считалках и играх, предназначенных для детей.

Замечание 2

Развитие символизации способствует правильному развитию индивида, помогает справиться с тревогой, взять под контроль беспокойство и страхи. Это развитие объединяет внешнее и внутреннее пространство (реальный и фантазийный мир) ребенка.

Чем раньше и глубже нарушен процесс символизации, тем ярче просматриваются тяжелые расстройства личности, а отсутствие возможности контроля над страхом провоцирует множество других проблем. Приступы паники наблюдаются, когда человек не в силах совладать со своим страхом и чувствует, что его захлестывают неосознанные, неизвестные эмоции, которые часто ведут к психическим расстройствам.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/freyd_o_detskih_strahah/

МедНаука
Добавить комментарий