Иом ученика начальной школы по русскому языку. Диагностика и выбор методов

Реализация индивидуально-образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников

Иом ученика начальной школы по русскому языку. Диагностика и выбор методов

Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.

Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив- источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.

Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:

  • неумение учиться;
  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Для себя я выделяю три составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно-ориентированная.

Тенденции составляющих моей педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально-ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.

Цели и задачи индивидуально-ориентированной программы:

  1. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
  2. Психолого-педагогическая поддержка учащихся.
  3. Повышение уровня учебной мотивации.

Основными идеями реализации программы являются:

  • реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых; компетентностей учащихся;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • личностный подход;
  • формирование познавательных интересов и потребностей;
  • создание ситуации успеха.
Этапы реализации:Формы и способы деятельностиПрактический выход
ДиагностическийПроведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдениематериал для исследования
Аналитико –исследовательский1.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения2.Выявление успешности обучения по конкретным темаминформация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации
Организационно – проектировочныйПоиск путей педагогической коррекции
  1. Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
  2. Выбор форм и способов работы.
  3. Сроки.
  4. Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.
  5. Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика
КоррекционныйРабота по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету.ликвидация пробелов по предмету
ИтоговыйАнализ работы по коррекции
  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных

контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель:

ликвидация пробелов по предмету _____________________

ТемаЗУНОУУНЗадания, способы работыСрокиФорма контроляОтметка о выполнении

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
  3. Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  4. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  5. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  6. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  7. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Я считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутамиреализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

22.03.2009

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527207/

Диагностика результатов обучения русскому языку в начальной школе

Иом ученика начальной школы по русскому языку. Диагностика и выбор методов

Знания, умения и навыки по русскому языку вырабатываются на протяжении всего обучения в школе. Успешность овладения языком на каждом последующем этапе определяется во многом тем, насколько хорошо он усвоен на предыдущем этапе.

Обучение русскому языку эффективно только в том случае, если между этапами существуют внутренняя связь и логическая последовательность, если на каждом последующем этапе закрепляются, расширяются, усложняются и углубляются те знания и навыки, которые составляли содержание обучения на предыдущем этапе, т.е. реализуется идея преемственности.

Поэтому на каждом этапе учителю очень важно знать, на каком уровне школьники овладели русским языком, его грамматическими категориями.

Это позволит сравнить ожидаемый эффект обучения с действительным, определить качество усвоения учебного материала: полноту и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Диагностика позволит и самому ученику определить, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

При определении уровня обученности необходимо чётко знать критерии, по которым проводится диагностика, требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учеников начальной школы по русскому языку 1-й класс

Дети должны знать:

— все буквы русского алфавита и правильно называть их;

— основное отличие звука от буквы.

Называть:

звуки и буквы;

слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какой? что делает? что сделает?;

— главные члены предложения (по вопросам, без терминов).

Различать и сравнивать:

группы слов и предложение;

слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

буквы и звуки; гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Решать практические задачи:

— вычленять звуки из слова, правильно их произносить; различать гласные и согласные звуки и буквы; соотносить число звуков с числом букв в словах;

правильно называть твёрдые и мягкие согласные звуки в словах и вне слова; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я, и и мягким знаком;

делить слова на слоги, выделять в слове ударный слог, переносить слово по слогам (простые случаи);

вычленять слова из предложения, задавать к слову вопрос;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения слова;

передавать различную интонацию предложения в устной речи; соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах;

оформлять предложение на письме: знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в начале предложения;

писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных; писать слова с сочетаниями жи -ши, ча-ща, чу-шу;

грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из 3–5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

устно составлять текст из 3–5 предложений на определённую тему.

Уровень обученности диагностируется в течение всей первой ступени изучения русского языка, в каждом классе проводится входная и текущая диагностические контрольные работы. Это позволит определить динамику сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку у каждого ученика.

Можно выделить следующие уровни сформированности знаний, умении и навыков у младших школьников по русскому языку.

Низкий (Н) — теоретический материал не усвоен или усвоен поверхностно, следовательно, ученик не умеет его применять, не может соотнести теоретический и практический материал, а если и соотносит, то бессистемно, методом проб и ошибок.

Испытывает затруднения в применении правила; использует под руководством учителя; может привести свои примеры на основе образца. Задание выполняет с трудом, с посторонней помощью, пассивно. Допускает ошибки при соотнесении написания и произношения.

В письменных работах более 5 ошибок.

Средний (С) уровень. Теоретические знания фрагментарны, воспроизводит их бессистемно, но самостоятельно, при воспроизведении допускает ошибки, исправляет их при помощи учителя. Может самостоятельно применить правило, но допускает при этом ошибки (т.е.

применение правила на уровне интуиции). На примерах может сопоставить сходные грамматические явления, приводит свои примеры. При соотнесении произношения и написания допускает ошибки, но исправляет их с помощью учителя. Задание выполняет самостоятельно, но бессистемно, без плана.

В письменных работах 3-5 ошибок.

Выше среднего (ВС) уровень. Теоретические знания усвоены в полном объёме, при их воспроизведении допускает ошибки, но может самостоятельно их исправить.

Затруднений в применении правил не испытывает, достаточно легко соотносит теоретический и практический материал, может самостоятельно сопоставить сходные грамматические явления по определённому плану, самостоятельно сделать выводы. Знания прочны, устойчивы во времени.

Задание выполняет легко, без труда, может допустить ошибки, но исправляет их самостоятельно. Умеет соотносить произношение и написание. В письменных работах 1–2 ошибки.

Высокий (В) уровень. Теоретический материал усвоен в полном объёме, прочно, устойчиво во времени, воспроизводит быстро, легко, планомерно.

Может самостоятельно привести примеры, соотнести теоретический и практический материал, сопоставить сходные грамматические явления. Правильно соотносит произношение и написание, применяет правило.

Задание выполняет легко, без посторонней помощи. В письменных работах ошибок нет.

Диагностику целесообразно проводить в виде тестирования, так как тестирование — это стандартизированная процедура, при проведении которой все школьники находятся в одинаковых условиях и используются примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты).

Методика проведения теста

На уроке каждый ученик получает листы с тестами (отпечатанными или переписанными). Вся работа выполняется на этих листах (без записей в тетрадях). В верхнем правом углу ученик пишет свою фамилию.

Выполняя тестовые задания, из которых состоит тест, ученик должен выбрать правильные ответы и обвести их ручкой или карандашом. Задание считается выполненным верно, если ученик обвёл кружком все цифры, которые соответствуют правильному ответу. За каждый правильный ответ ученик получает один балл.

Например. Укажите существительные 3-го склонения:

1) мышь; 2) карандаш; 3) степь; 4) дочь; 5) мать.

— 4 балла.

По сумме баллов выставляются отметки, определяется уровень обученности.

Оценка выполнения теста

Выполненная работа может оцениваться по 5-балльной системе или же по количеству правильных ответов определяется уровень выполнения теста.

В уровень, оценка «5» — отмечено 100–90% правильных ответов.

ВС уровень, оценка «4» — отмечено 90–70% правильных ответов.

С уровень, оценка «3»–отмечено 70–45% правильных ответов.

Н уровень, оценка «2» указано менее 45% правильных ответов.

Так как для каждого этапа диагностики количество заданий в тестах будет различным, что зависит от целей диагностики (текущая или итоговая, входная), объёма и содержания знаний, умений и навыков, то и количество правильных ответов также будет различным. (Приложение 3)

Организация контроля за уровнем обученности младших школьников по литературному чтению вызывает у педагогов определённые трудности.

И хотя сама необходимость такого контроля ни у кого не вызывает сомнений, практика всё же показывает, что лишь немногие учителя осуществляют его регулярно: чаще всего потому, что у педагогов нет чёткого представления о том, что, собственно, контролировать и как это вообще сделать по такому предмету, как литературное чтение.

В большинстве случаев учителя ограничиваются контролем только за сформированностью навыка чтения, а работа с текстом и работа с книгой остаются практически без внимания. Совершенно очевидно, что навык чтения проверить гораздо проще.

Но проводимое уже не один год тестирование «выпускников» начальной школы по литературному чтению постоянно показывает, что именно комплекс умений работы с текстом у них сформирован крайне слабо: дети с трудом определяют главную мысль небольшого текста, не могут найти ключевые слова, подтверждающие эту мысль, затрудняются даже при выборе подходящего заголовка к тексту; не различают средства художественной выразительности, не могут указать их в конкретном тексте.

Действительно, объём программных требований по литературному чтению очень велик, а в программах набор этих требований представлен в самом общем виде, да и сами программы, как правило, не имеют единой структуры, что вызывает трудности и при их сопоставлении друг с другом, и при соотнесении с образовательным минимумом по предмету.

Учитель, безусловно, может дополнять эту карту в соответствии с требованиями той программы, по которой он работает, однако речь здесь идёт не о том, что может дать учитель, а о том, чего он не имеет права не дать, о том необходимом минимуме знаний и умений, который станет основой для изучения систематического курса литературы в средней школе.

Обращаем внимание на то, что предложенный в карте перечень требований абсолютно весь программный материал не охватывает. Сюда вошли, прежде всего, те содержательные линии программы, уровень обученности по которым можно проверить с помощью диагностических заданий.

По этой причине сюда не вошёл такой раздел, как «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности».

Не включены в карту и разделы «Навык чтения» и «Связная речь», поскольку технология контроля по этим направлениям имеет свою специфику и педагогами достаточно отработана.

Структура карты

Весь материал сгруппирован по двум основным разделам (содержательным линиям): «Работа с текстом»; «Работа с книгой». (Приложении 4)

Внутри разделов выделены подразделы, которые соответствуют основным направлениям учебной деятельности на уроках литературного чтения, например, «Жанры произведений», «Работа над словом и средствами художественной выразительности» и т.д.

Некоторые особенности имеют группировка материала и название рубрик в программе 1-го класса. Например, 1-й раздел здесь называется «Связная речь», а не «Работа с текстом», что связано с особенностями содержания образования в этот период обучения. (Приложение 5)

Основное внимание уделено формируемым умениям. Это объясняется тем, что теоретического материала в курсе литературного чтения не так много и основная направленность курса — практическая, связанная, прежде всего, с формированием читательских умений и навыков, которые станут основой для усвоения курса литературы в средней школе.

Диагностику по каждой содержательной линии (разделу) курса должен проводить учитель в течение года. Для этого к каждому умению подбирается диагностическое задание. Это позволит увидеть недоработки и своевременно их устранить.

По итогам 4-го класса необходимо провести диагностику по всему курсу. Для этого проводится тест, состоящий из диагностических заданий. Оценка результатов выполнения диагностических заданий проводится по общепринятой методике.

Источник: https://studbooks.net/2032692/pedagogika/diagnostika_rezultatov_obucheniya_russkomu_yazyku_nachalnoy_shkole

Индивидуальный образовательный маршрут ученика – Всем учителям – Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Иом ученика начальной школы по русскому языку. Диагностика и выбор методов

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика.

Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.).

Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме “Имя существительное”. Смотреть пример >>>

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Фото 2

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 

Источник: https://pedsovet.su/iom

Построение ИОМ в начальной школев

Иом ученика начальной школы по русскому языку. Диагностика и выбор методов

В одном из положений стандарта говорится о построении индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося начальной школы.

Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях?

Обсуждение проблемы дифференциации образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями ребенка— «дежурная» педагогическая проблема: она обсуждается столько же, сколько существует педагогика. Современные психологи выделяют причины учебных затруднений: (Слайд 3)

  • неумение учиться;

  • отсутствие интереса к учёбе;

  • неуверенность в своих силах.

  Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, каждому ученику нужна педагогическая поддержка. Моя педагогическая поддержка нашла своё отражение в реализации технологии индивидуальных образовательных маршрутов.

Так возник проект. (Слайд 4)

Цель проекта: составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика класса на полугодие. (Слайд 5)

Задачи:1. Составить план психологического сопровождения и корректировки учебной деятельности

2. Составить план педагогического сопровождения и корректировки учебной деятельности.

3. Проектирование внеурочной деятельности. (Слайд 6)

Этапы реализации:

I.Изучение технологии индивидуальных образовательных маршрутов.

II.Информирование родителей о возможном индивидуальном образовательном маршруте.

Ш. Проведение психологической и педагогической диагностики и проектирование на полугодие. (Слайд 7)

IV.Ознакомление родителей с ходом и результатом прохождения этапов и составление плана реализации ИОМ.

V.Оценка эффективности реализации проекта.

Для начальной школы главной задачей становится поддержание интереса ребенка к образованию, дать ученику понятие о том, что для него самое важное. (Слайд 8).

А также предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу «хочу—могу—есть—требуют».

Реализация этой задачи невозможна без индивидуальной траектории.

Эта задача предполагает также наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) (Слайд 9),а также разработанный способ его реализации.

Так возникла необходимость обратиться к изучению технологии внедрения индивидуальных образовательных маршрутов;

Из источников я узнала (Слайд 10), что ИОМ выступает  как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.

Это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями,   повысить уровень учебной мотивации, а также (Слайд 11) как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин  в период  школьного обучения.

Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию.

Но универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет.

Известно также, что ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, например, в 1-м классе на все 4 года начального обучения, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Таким образом, принципами построения ИОМ в начальной школе можно считать следующие принципы: (Слайд 12)

1.Принцип систематической ступенчатой диагностики.

2. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.

3. Принцип контроля и корректировки.

4. Принцип систематичности наблюдений и пошаговой фиксации

Тогда, основой построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения. В результате у учащихся начальной школы должны быть сформированы общие способы действия (Слайд 13)

– самоконтроль;

– саморефлексия;

– самопланирование.

 Ученые выделяют этапы построения ИОМ: (Слайд 14)диагностика, проектирование, осмысление, реализация, оценка и коррекция.

Как учитель начальной школы, я имею возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельно, нежели мои коллеги в средних и старших классах.

Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное,  поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей. Поэтому психологические исследования в начальной школе проводят непосредственно классные руководители.

Однако без участия родителей в процессе обучения мы с вами не можем обойтись. Они заинтересованные заказчики образования. Они должны быть в курсе всех процессов в обучении и развитии ребёнка. (Слайд 15)

Следуя статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных” прежде чем проводить психологические и педагогические исследования, провожу родительское собрание и объясняю цель создания ИОМ и прошу разрешение на проведение психологической диагностики, а также непосредственного участия родителей и проявления заинтересованности в полученных данных.

Психологическая диагностика (Слайд 16) предполагает проведение исследования: (открыть на слайде ссылку)уровней тревожности , (открыть на слайде ссылку)социализированности (открыть на слайде ссылку), воспитанности , (открыть на слайде ссылку) а также ведение дневника наблюдений классного руководителя, который помогает увидеть нравственные черты личности, мотивы учения, волевые черты, познавательные способности, а также узнать интересы учеников. .

(Слайд 17) Работая по ФГОС, мы все проводим педагогическую диагностику, чтоб выявить уровень развития ребенка, его потенциала и трудностей, с которыми он может столкнуться.

Диагностический инструментарий системы УМК «Начальная школа XXI века» позволяет полностью решить эту задачу, т. к. диагностическое сопровождение начинается с первого класса (стартовая диагностика) и продолжается вплоть до окончания начальной школы.

Изучив литературу по ИОМ, я поняла, что все этапы построения ИОМ мы выполняем, но надо собрать их так, чтобы для каждого ученика образовалась эта траектория движения в развитии на определённый период.

Составляя ИОМ для каждого ученика я, прежде всего, внесла в него данные психологических исследований, для того, чтобы наметить работу по устранению психологических отклонений от нормы. Провожу исследования в начале года. Вношу данные в маршрутный лист каждому ученику.

Например ( Слайд 18 открыть приложение 2) , у Максима А. повышен уровень тревожности. Обращаюсь к психологу за тем, чтобы перепроверить полученные данные и за рекомендациями по поводу устранения отклонений от нормы. Знакомлю родителей с данными и планирую работу с семьёй (беседа «Поощрение и наказание»).

(Открыть на слайде бланк по русскому языку После проведения педагогической диагностики по русскому языку и математике, вношу данные в маршрут каждому ученику Для этого беру бланк диагностики) и анализирую выполнение каждого задания каждым учеником.

Например, Максим А. диагностику по русскому языку выполнил на низком уровне , потому, что он набрал 17 баллов из 36 возможных. Смотрю – с какими заданиями он не справился и почему. (В этом мне помогает приложение к диагностике, составленное авторами).

(Открыть Приложение 2) Делаю анализ и пишу в ИОМ какую работу мне надо провести с Максимом А., чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. Такую же работу провожу по другим предметам: математике, литературному чтению.

Учитывая интересы мальчика, предлагаю ему внеурочную деятельность и кружковую работу. Составляю графики по исследованиям, чтобы удобнее было проследить изменения.

По окончании составления ИОМ знакомлю родителей ребёнка с результатами исследований. Советуюсь с ними по развитию интереса ребёнка и желаниями родителей по внеурочной деятельности. Совместными усилиями мы работаем половину года на уроках, на ИГЗ и при выполнении домашних заданий.

Для работы на индивидуальных и групповых занятиях составляю план. (Слайд 19. Открыть гиперссылку) Для этого смотрю бланк обследования и выбираю группу учащихся с одинаковыми пробелами в знаниях.

На их основе пишу план работы для ИГЗ.

В план вношу: 1) номер и цель задания; 2) фамилии обучающихся (низкий уровень) не справившихся с заданием; 3) номера уроков, на которых будет повторяться вопросы этих заданий; 4) содержание работы на занятии.

Выполнение планируемой работы, отражается в листе ИОМ по предмету (Открыть ссылку), с которым ученик приходит на дополнительные занятия.

На листе отражается: 1) дата проведения задания, 2) цель занятия с группой учащихся или с одним учеником; 3) задания, которые проводились по достижению цели; 4) форма выполнения задания; 5) отметка о выполнении задания; 6) подпись ученика; 7) подпись учителя.

( Показать низ листа) Внизу выводы по результатам проведенных занятий. По опыту вижу, что такая форма работы дисциплинирует ученика, приучает его к ответственности.

Выводы по результатам занятий довожу до родителей и администрации.

Работа с высоким и средним уровнем развития строится с учётом выполненных ими заданий. ( Открыть ссылку «Приложение 6)Кроме того выявляется одарённость, например у Говорухина Д. – креативная и социальная. Отсюда планирую ему исследовательскую работу, участие в жизни класса и олимпиадах разного уровня.

Провожу педагогическую диагностику в середине года. Снова составляю ИОМ на следующее полугодие для каждого ученика. ( Открыть ссылку «Приложение 7»)

Так как у Максима был высокий уровень тревожности, прошу психолога повторить исследования. Показатель тревожности улучшился до низкого уровня. Делаю вывод о том, что работа была проведена успешно. Вношу данные по психологической и педагогической диагностике в маршрутный лист на следующее полугодие.

Систематическая и кропотливая работа педагога непременно принесет успех детям и удовлетворение педагогу и родителям.

Подведём итоги проекта:

1.Диагностика проводится три раза в год, что даёт возможность проследить усвоение предметных знаний и развитие универсальных учебных действий. Значит, принцип ступенчатой систематичности ИОМ выполняется.

2.Принцип индивидуального подбора педагогических технологий присутствует, так как после проведения педагогической диагностики определяются оптимальные для данного ребенка формы и методы учебного взаимодействия, характеризующие, с одной стороны, психолого-педагогические методы обучения, а с другой — наиболее приемлемые для конкретного ученика формы его учебной деятельности.

3. принцип контроля и корректировки осуществляется посредством проведения дополнительных занятий по работе над конкретными пробелами в знаниях и развитии универсальных учебных действий. 

4. Принцип систематичности наблюдений и пошаговой фиксации присутствует, так как психологическое наблюдение за учащимся осуществляется в течение года и фиксируется после проведения диагностики с помощью графиков, также как и педагогическая диагностика. На графике видны изменения в ту или иную сторону.

Все данные фиксируются в индивидуальной карте обучения и развития (портфолио), отражающей ИОМ ученика на протяжении обучения в начальной школе.   

(Открыть Приложение 7)Проведённая повторная диагностика показала, что результаты усвоения материала программы по предметам и развитие универсальных учебных действий у Максима А. улучшились, как и у остальных детей класса.

Источник: https://infourok.ru/postroenie-iom-v-nachalnoy-shkolev-635867.html

МедНаука
Добавить комментарий