Клиническая диагностика животных лекции кратко. Введение

Развитие клинической диагностики

Клиническая диагностика животных лекции кратко. Введение

Введение

В современных условиях ведения животноводства, где главная роль отводится зооветспециалистам в обеспечении создания здоровых и высокопродуктивных стад животных, особенно необходимы расширенные знания по клинической диагностике заразных и незаразных болезней.

Общая заболеваемость и падеж животных в основном связаны с ведением их биологической эксплуатации в экстремальных условиях: ограниченные производственные площади, отсутствие моциона, нарушение правил кормления и зоогигиенических норм содержания и ухода за животными.

При изучении курса основ клинической диагностики студентам необходимо овладеть знаниями при работе с больными животными, освоить методы клинического обследования, научиться оценивать полученные при этом результаты.

Учитывая большую потребность в данном методическом пособии по основам клинической диагностики для студентов факультета зоотехнии и агробизнеса, коллектив авторов постарался создать его в соответствии с программой по данной дисциплине.

Настоящее методическое пособие должно помочь студентам узнать основные разделы клинической диагностики и освоить схемы общего иследования животных и по отдельным системам. Это позволит им приобрести навыки по системному порядку исследования, правильной формулировке клинических признаков основных заболеваний животных, грамотному изложению данных в документации.

Предмет клинической диагностики, его цели и задачи

Клиническая диагностика (от греч. diagnosticon – способный распознавать) – важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы распознавания болезней и состояния больного животного.

Она разрабатывает методы исследований нормально и патологически функционирующих систем и отдельных органов с целью выявления факторов, вызывающих то или иное заболевание животных, и оказания им на научной основе лечебной помощи и проведения профилактических мероприятий. Методы клинической диагностики широко используются при определении и изучении внутренних незаразных болезней. В полной мере они применяются и при диагностировании инфекционных и инвазионных заболеваний.

Современные условия ведения животноводства требуют от зооветспециалистов комплексных и глубоких знаний для постоянного контороля за состоянием здоровья животных, их уровнем обмена и продуктивностью. В этих условиях основу деятельности зооветспециалистов составляет диагностическая и профилактическая работа.

Для организации не только лечебных, но и профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий важное значение имеет изучение состояния животных и их работоспособность.

Знания клинической диагностики позволяют уметь анализировать результаты исследований и на этой основе делать заключение о состоянии здоровья животного.

В задачу клинической диагностики входит изучение рациональных приемов подхода и методов фиксации больных животных для обеспечения техники безопасности работы с ними. Основное внимание уделяется освоению методов и порядка исследования, необходимого для получения исчерпывающей информации о состоянии больного животного.

Этот сложный познавательный процесс включает изучение причин и условий возникновения заболевания, закономерностей развития патологического процесса, места его локализации, характера морфологических, функциональных нарушений и клинического проявления этих изменений в организме симптомами, определяющими клиническую картину болезни животного.

Продукцию высокой биологической ценности и ветеринарно-санитарного качества в максимальном количестве и при наименьших затратах труда и средств можно получить только от здоровых животных. Поэтому ранняя диагностика болезней животных, особенно субклинических форм, занимает ведущее место в комплексе зоотехнических и ветеринарно-санитарных мероприятий, проводимых в животноводческих хозяйствах.

Развитие клинической диагностики

Начало разви­тия клинической диагностики относится к глубокой древности и тесно связано с ис­торией медицины и ветеринарии. Присматриваясь к домашним животным и их болезням, человек приобретал зачатки глубоких эмпирических знаний, которые осно­вывались на поверхностных наблюдениях за проявлениями внешних признаков забо­леваний – кашле, поносе, рвоте, судорогах.

Египетские врачи еще в XXIV в. до нашей эры при распознавании болезней применяли такие диагностические приемы, как, например, пальпация.

В древней Греции Гиппократ (V-IV в.

до нашей эры), описывая клиниче­ское исследование больных, писал: «Следует знать, что суждения делаются по­средством глаз, ушей, носа, рук и других известных нам способов, т. е.

взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом». Гиппократова диагностика богата тонкими суждениями. Многие из его диагностических методов распознавания болезней применяются и в настоящее время.

Крупнейший прогресс в науке с расцветом творческой мысли принесла с со­бой эпоха Возрождения.

В XVI и XVII столетиях сделаны выдающиеся открытия в области анатомия, гистологии и физиологии. В 1628 г. Гарвей установил закономерности движения крови в организме высших животных, что послужило толчком к изучению физио­логии, патологии и диагностики болезней органов кровообращения.

В 1761 г. Ауенбруггер впервые предложил непосредственную перкуссию. Он описал способ перкуссии непосредственно по груди концами сложенных и полусогнутых пальцев правой руки. В 1808 г.

профессор Парижского университета Корвизор усовершенствовал приемы Ауенбруггера, положив начало научному обоснова­нию перкуссии. В 1827 г.

Пиорри рекомендовал ударять пальцами по плотно при­ложенному к телу плессиметру.

В 1816 г. французский врач Леннек ввел в практику стетоскоп, что послужило началом современной аускультации. Для прослушивания шумов он изготовил деревянную трубку длиной 33 см.

Позднее форма стетоскопа изменялась и совершенствовалась. Леннек детально разработал учение о посредственной аускультации. Физическое обоснование аускультации дал Шкода в 1839 г.

По вопросам аускультации животных наиболее ценными следует считать работы Марека, опубликованные в 1901 г.

Изобретение микроскопа и термометра способствовало быстрому развитию клинической диагностики.

Основы современной диагностики заложены во второй половине прошлого сто­летия. Блестящим достижением микробиологии явилось открытие важнейших воз­будителей инфекционных болезней человека и животных.

Применение физических и химических методов сделало доступными лабораторные исследования крови, мо­чи, экссудата, транссудата, желудочного содержимого и фекалий.

Клиническую ди­агностику обогатили рентгеноскопия и графические способы исследования (элек­трокардиография, рентгенография).

Развитию клинической диагностики значительно благоприятствовало физио­логическое учение И. П. Павлова (физиология кровообращения, дыхания, пищева­рения и центральной нервной системы, объединенных единой идеей нер­визма).

Большую роль в развитии отечественной клинической диагностики сыграли корифеи русской науки С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов, а в диагно­стике инвазионных и протозойных заболеваний — школы академика К. И. Скряби­на и профессора В. Я. Якимова. Крупный вклад в ветеринарную клиническую диаг­ностику внесли и другие ученые.

3. Методы клинического исследования животных

Для изучений клинико-физиологического состояния животных и рас­познавания наблюдающихся у них в отдельных органах и системах пато­логических процессов применяют все доступные методы исследования, которые делятся на общие, специальные и лабораторные.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7706t3.html

ВВЕДЕНИЕ

Клиническая диагностика животных лекции кратко. Введение

ВВЕДЕНИЕ

Понятие об анатомии и ее место среди биологических наук. Анатомия — одна из самых древних биологических наук. Ее по праву называют праматерью наук об организмах.

Сведения о строении животных были получены еще первобытным человеком, когда он наблюдал их живыми или расчленял трупы убитых зверей.

Греческое слово anatome означает «рассекаю», «расчленяю», поэтому и науку, изучающую строение тела путем расчленения (препари-рования), назвали анатомией. Она изучает строение органов, определяемое невооруженным глазом, и поэтому называется макроскопической анатомией.

Огромный практический интерес древних ученых к анатомии был вызван развивающейся медициной и одомашниванием животных. Со временем совершенствовались методики исследования анатомии, и чем совершеннее они становились, чем глубже анатомия проникала в «тайны живого», тем шире и разностороннее становился круг вопросов, требующих разрешения.

В связи с этим от анатомии со временем отделилась наука, названная физиологией, которая изучает уже не строение, а функции органов (их работу).

Только из-за колоссальной сложности строения организма и его функций, а также из-за совершенно иных по сравнению с анатомией методов изучения функций органов произошло искусственное разделение на анатомию и физиологию — науки, изучающие один и тот же орган, но с разных позиций: анатомия изучает строение, физиология — его функции.

Произошло разделение диалектически взаимосвязанных друг с другом явлений — структуры органа и его функции. И чем дальше, чем больше развивались анатомия и физиология, тем больше они отдалялись друг от друга.

Древняя чисто описательная анатомия, которая подробно характеризовала строение каждого органа, со временем становится системной.

Все многочисленные органы в организме согласно главным функциям, выполняемым ими, условно были распределены на несколько систем. Это облегчило изучение анатомии.

В организме выделили системы: костей (скелет), связок, скелетных мышц, общего (кожного) покрова, нервную, пищеварения, дыхания, мочевыделения, размножения и т. д.

Одновременно появилась видовая анатомия, описывающая анатомию конкретных видов — анатомию человека, лошади, птицы и т. д.

В связи с требованиями медицины, особенно хирургии, выделилась специальная топографическая анатомия, которая изучает взаиморасположение органов (синтопия) и выносит проекцию органа на скелет (скелетотопия).

В ответ на запросы селекционной работы появились породная анатомия, изучающая особенности строения органов у различных пород животных; 'возрастная анатомия, описывающая строение органов в различные возрастные периоды.

В изобразительном искусстве изучается пластическая анатомия, интересующаяся главным образом внешними формами тела, пропорциями, соотношением частей при различных их положениях. Широкое распространение, особенно в наше время, получила функциональная анатомия, изучающая строение органа в связи с его функцией.

Большую роль, особенно в вопросах систематики животных, установления законов происхождения и развития форм современных животных, сыграла выделившаяся в самостоятельную науку сравнительная анатомия, занимающаяся изучением сходства и различий в строении органов животных. На основе данных сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии выделилась эволюционная анатомия, изучающая историю развития животных.

Основной методикой анатомических исследований было и сейчас остается препарирование, при котором имеется возможность наблюдать строение органа и одновременно видеть сложные взаимосвязи между различными структурами, окружающими его. Этот метод до сих пор не потерял ценности и остается незаменимым.

Наряду с препарированием появились такие методики исследований, как наливка сосудов всевозможными массами, помогающая изучить сосуды и их ветвления, окраска нервов, приготовление просветленных и коррозионных препаратов и, наконец, рентгеноанатомия, дающая возможность с помощью лучей Рентгена видеть строение органа, не нарушая его целостности, не только на трупе, но и на живом животном.

В XX в. макроскопическая анатомия оснащается стереоскопической, бинокулярной лупами, с помощью которых появляется возможность увидеть в органе то, что не видно ни под микроскопом, ни простым глазом. Науку, изучающую строение пограничной зоны между макро- и микроуровнем строения, известный советский ученый В. П. Воробьев назвал макро-микроанатомией.

Она дает возможность, не нарушая целостности оболочки, стенки органа или ее слоя, увидеть на большой площади под проходящим светом в трех измерениях внутреннее взаиморасположение тканей, сосудов, нервов и других структур. Макро-микроанатомия органов и систем еще недостаточно изучена и требует совершенствования методик исследований.

Эта область анатомии особенно интенсивно развивается в настоящее время.

Современная анатомия использует количественный анализ структурных величин и свои наблюдения основывает на точных достоверных математических расчетах.

Возникла морфометрия — изучение органа путем измерения его величины, данные которой, подвергаясь современной статистической обработке с использованием ЭВМ, стали неотъемлемой частью современных анатомических исследований.

С помощью морфометрии анатом имеет возможность судить о достоверности различий при сравнении структур, скорости роста органов и их элементов по линейным и весовым показателям, выяснять, как на этих показателях сказывается влияние того или иного фактора среды обитания или вводимого в организм вещества, и определять вариабельность величин, степень проявления взаимосвязей между системами и органами. Благодаря этому прежние данные о строении органов, базирующиеся на субъективных наблюдениях, во многом сейчас пересматриваются.

Анатомические исследования с помощью морфометрии и макро-микроанатомических методик стали необходимыми при проведении экспериментов, решающих многие проблемы современного животноводства и ветеринарной медицины.

С помощью современных анатомических данных, основывающихся на точных математических исследованиях, стало возможным осуществлять морфологический контроль за биологическими процессами в организме на разных уровнях структурной организации: на организменном, системном, органном и макро-микроскопическом.

Оснащенная новыми методиками исследований современная анатомия теперь может участвовать в решении задач огромной, не только теоретической, но и практической значимости, особенно в условиях современного индустриального животноводства.

Она отвечает на вопрос: может или нет организм приспособиться к изменившемуся действию фактора внешней среды (экранизации, отсутствию солнечной энергии, движения, света и т. д.), или показывает, как реагируют структуры на действие вводимых в организм веществ (биостимуляторов, вакцин, лекарств и т. д.), ибо, как утверждал И. П.

Павлов, результат эксперимента может считаться доказанным только тогда, когда он подтвержден морфологически.

Таким образом, в процессе многовекового становления анатомии как науки менялся ее характер, и из чисто описательной современная анатомия стала наукой о строении функционирующего, развивающегося и приспосабливающегося организма.

Появление в XVII в. микроскопа, а в XX в. — электронного микроскопа привело к отделению от анатомии гистологии, или микроскопической анатомии, — науки о строении тканей, цитологии — науки о строении клетки, эмбриологии — науки о строении зародыша и плода.

Строение органов стали изучать на различных уровнях структурной организации организма: макроскопическом (анатомическом) — изучение органов невооруженным глазом, мак-ро-микроскопическом — с помощью лупы, микроскопическом (тканевом)—с помощью микроскопа, ультрамикроскопическом (клеточном) — с помощью электронного микроскопа. Эти науки, включая и анатомию, изучающие строение организма, но отличающиеся друг от друга лишь исследованием различных уровней структурной организации, объединены под общим названием морфология (от греч. morphe — форма) — наука о формах, структурах. В последнее время этот термин получил широкое распространение потому, что исследователи, изучая строение органа или системы, стали пользоваться комплексом различных методик — анатомических, гистологических, цитологических, макро-микроскопических и эмбриологических. Такие комплексные исследования стали называться морфологическими. И если речь идет о строении органа на разных уровнях структурной организации, то говорят уже о морфологии органа.

Изучение морфологии животных в ветеринарных и зоотехнических институтах всегда начинают с анатомии макроскопической, системной, видовой, функциональной, эволюционной, экологической и возрастной. Объекты изучения домашних животных — крупный рогатый скот, овцы, свиньи, лошади и собаки.

Анатомия — основа медицины, фундамент, на котором строится «здание» специальности врача. Знания анатомии необходимы биологическим и клиническим наукам — физиологии, гистологии, биохимии, биофизике, зоологии, генетике, разведению, кормлению, зоогигиене, хирургии, диагностике, терапии, акушерству, эпизоотологии, фармакологии, патанатомии и др.

Чем лучше знает врач анатомию — строение здорового организма, закономерности его взаимосвязей между органами и системами, пути и темпы их развития, направление и характер адаптации (приспособления) структур, чем тверже он представляет его целостность и единство, тем он более компетентен, тем быстрее и эффективнее ставит диагноз и лечит животное, тем надежнее профилактирует его заболевания. Так же, как нельзя починить или реконструировать машину, не зная ее строения, так нельзя лечить организм, не зная его строения и законов, по которым он строится и развивается.

Приступая к изучению анатомии, прежде всего надо знать и помнить, что сложный организм высокоорганизованных животных (млекопитающих и птиц) неразрывно связан с внешней средой обитания и является единой-, целостной, развивающейся и функционирующей системой, изменения в которой закрепляются в потомстве и происходят под влиянием изменений во внешней среде.

Латинские термины в скобках являются обязательными для изучения и запоминания. В скобках они приведены в именительном падеже, когдз соответствующий русский термин стоит в родительном или другом падеже.

Подробности Раздел: Анатомия домашних животных

Источник: http://ZooVet.info/vet-knigi/101-anatomiya-zhivotnykh/domashnie-zhivotnye/8232-vvedenie

Введение

Клиническая диагностика животных лекции кратко. Введение

Клиническая диагностика ( от греч. Diagnostikon — способный распознавать ) – важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы распознавания болезней и состояния больного животного с целью назначения необходимых лечебно — профилактических мероприятий.

Термином «диагностика» обозначают также весь процесс целенаправленного ветеринарного обследования больного животного, обобщение и истолкование полуенных результатов и умение оценивать анатомо — физиологические особенности организма животного в зависимости от экологических, технологических и других условий.

Клиническая диагностика как наука с особыми, присущими ей методами составляет методическую основу клинической ветеринарии и является важнейшей пропедевтической дисциплиной в системе подготовки ветеринарного врача. Пропедевтикой ( от греч.

Propaideuo — предварительно обучаю, подготавляю ) ветеринарную клиническую диагностику называют потому, что она является основой, вводным курсом, дающим лишь предварительные сведения для дальнейшего углубленного изучения внутренних незаразных болезней, хирургии, акушерства, эпизоотологии и др.

Диагностика как научный предмет базируется на данных физики, анатомии, физиологии, биохимии, микробиологии и других наук. Она состоит из трех основных разделов, тесно связанных между собой.

Первым разделом является изучение методики диагностического обследования животного, или врачебной диагностической техники. Втрой раздел посвящен семиотике, т. е. Учению о симптомах болезней и их диагностическом значении.

Третий раздел включает методологические основы мышления при построении диагноза, т. е. Врачебную логику и методику диагноза.

Современная эпоха характеризуется стремительным развитием науки. Научно — технический прогресс охватил все отрасли народного хозяйства, в том числе и животноводство, которое быстрыми темпами переводится на промышленную основу, что неибежно вносит изменения в характер деятельности ветеринарной службы.

Рост продуктивности животных, концентрация их на промышленных комплексах требуют установления постоянного ветеринарного контроля за состоянием здоровья животных и уровнем обмена веществ у них.

В этих условиях основой деятельности ветеринарноо врача является профилактическое направление, а сама диагностическая работа приобретает творческий, исследовательский характер, особенно при распознавании ранних субклинических стадий заболевания.

Новая технология ведения животноводства требует от ветеринарного врача глубоких знаний по клинической диагностике, умения анализировать результаты физических, инструментальных и лоабораторных исследований и на этой основе делать заключение о состоянии здоровья животного.

Старинное изречение «Qui bene diagnostik — bene curat» ( «Кто хорошо распознает — хорошо лечит» ) не потеряло своего значения и в наши дни. Один из основоположенников отечественной медицины М. Я. Мудров говорил: «Первое надобно познать болезнь, ибо познание болезни есть уже половина лечения».

животное анамнез паталогический лабораторный

Будущие ветеринарные врачи начинают изучение практической ветеринарии с клинической диагностики. Они должны:

овладеть методами клинического исследования больного животного, включая физические, инструментальные и лабораторные методы, и технически правильно владеть ими;

приучиться к определенному плану и строгой последовательности исследования, исключающего пропуски необследованных органов и систем;

научиться выявлять скрытые недостаточности и определять степень физиологической способности органов и систем организма, используя для этой цели методы функциональной диагностики;

приобрести опыт выявления симптомов и сндромов болезней и умение увязывать обнаруженные изменения для установления диагноза, иначе говоря, получить навыки врачебной, или клинической, логики;

освоить методику проведения диспансеризации продуктивных животных как комплекса плановых мероприятий, направленных на своевременное выявление заболеваний животных, предупреждение болезней, лечение задолевших и создание здоровых высокопродуктивных стад;

овладеть приемами подхода и фиксации животных при проведении их обследования, т. е. научиться соблюдать правила техники безопасности и меры личной гигиены при работе с большими животными.

вид животного собака

кличка Дана

пол самка

масть серая с черными подпалами

возраст 4 года

порода Американский спаниэль

владелец животного Байда Евгения Владимировна, Спасский р- он, с.Чкаловское, ул. Пожарского, д. 87- 1

дата исследования 27 марта 2009г.

Анамнез

Anamnesis vitae: животное содержится на улице, в будке, содержание привязное, моцион активный. Кормление 2-х разовое индивидуальное кашами (пшеничная, гречневая) с добавлением 200 гр. отходов мясного производства (хрящики, кости, желудки, кишечник).

Поение колодезной водой вволю индивидуальное. Вода чистая, свежая, прохладная.

Общее исследование

Habitus.

Положение тела в пространстве- добровольное, естественно лежачее.

Телосложение- правильное хорошее.

Упитанность- хорошая.

Конституция- плотная.

Темперамент- живой.

Исследование шерстного покрова.

Шерсть на туловище средней длины, а на передних и задних конечностях и ушах- длинная; густая, плотно прилегающая к коже, блестящая, прочно удерживающаяся в волосяных луковицах, эластичная.

Исследование кожи.

Кожа на непигментированных участках бледно- розовая, эластичная, умеренно теплая; влажность умеренная; запах- умеренно выражен,специфический.

Целостность кожи не нарушена, повреждения отсутсвуют, отеков не наблюдается; кожных сыпей, эктопаразитов- нет, зуд отсутсвует.

Исследование слизистых оболочек.

Конъюнктива: истечений из внутреннего угла глаза- нет; конъюнктива- бледно- розовая, слизистая носа, губ, ротовой полости, влагалища- бледно -розовая.

Слизистые влажные, без припуханий, неотёчные, блестящие; целостность не нарушена.

Исследование лимфатических узлов.

При пальпации паховые лимфоузлы не увеличены, округлые, гладкие, подвижные, упругие, безболезненные, умеренно теплые. Подчелюстные, предлопаточные- не пальпируются.

Температура тела 380С

Источник: https://studwood.ru/1795519/agropromyshlennost/vvedenie

Схема клинического исследования животного | Ветеринарная медицина

Клиническая диагностика животных лекции кратко. Введение

Внутренние незаразные болезни животных — одна из ведущих, профилирующих клинических дисциплин, формирующих ветеринарного врача, и первым предметом, вводящим студента в клинику, является пропедевтика (основы диагностики) внутренних болезней.

Цели этой дисциплины следующие:

  • научить физическим методам исследования и рациональному подходу к больному животному;
  • познакомить с основными симптомами и синдромами (сочетание симптомов, имеющих единое происхождение), встречающимися при заболеваниях внутренних органов;
  • познакомить с основами диагностики наиболее часто встречающихся болезней.

Анализируя проявления заболевания, которые могут быть одинаковыми при различных видах патологии, студент учится находить признаки, которые позволяют с большей или меньшей степенью вероятности поставить правильный диагноз.

В связи с этим обучение основам диагностики (пропедевтика) внутренних болезней приобретает особое значение. Термин “пропедевтика” происходит от греч., что означает “подготовка”, “введение”.

Существующие подходы к обследованию больного имеют цель выработать у врача навык к определенной последовательности и особенно полноте в изучении больных животных. В основе их лежат принципы от общего к частному, от более поверхностного к более глубокому, от более простого к более сложному.

Последовательность предусматривает обследование больного, начиная с кожных покровов и слизистых оболочек, затем подкожной жировой клетчатки, лимфатических узлов, опорно-двигательного аппарата (суставы, кости, мышцы), и только потом исследуют системы дыхания, кровообращения, пищеварения, гепатобилиарную, мочевыделения, эндокринную, нервную, органы чувств. При этом каждый орган или система изучаются в определенной последовательности. При изучении каждой системы вначале врач использует более простые физические методы — расспрос, осмотр, далее более сложные — ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация).

Таким образом, итог многоэтапного диагностического поиска, а главное, попытки понять механизмы возникновения обнаруженных клинических признаков и их связь с факторами внутренней и окружающей больного животного среды, представить всю сложную систему изменений в ответ на действие этих факторов по существу соответствует тому представлению о болезни, которое дается ведущими клиницистами. Одно из наиболее полных определений болезни принадлежит Е.М. Тарееву: “Болезнь — это реакция организма на изменившиеся условия среды, нарушение конкретных форм приспособляемости организма. Именно взаимодействие среды и организма с его меняющейся реактивностью и должно всегда учитываться при суждении о причине, происхождении любой болезни”.

В процессе самостоятельных занятий в условиях клиники студенты должны провести исследование больного животного и на основании полученных данных оформить его историю болезни.

В последующем выясняют патогенез болезни, форму течения, прогноз, назначают и проводят лечение.

Во время работы студент использует настоящие методические указания, рекомендованную литературу и может воспользоваться консультацией преподавателя и врача-ординатора.

СХЕМА КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЖИВОТНОГО

Клиническое исследование животных проводится в следующей последовательности.

1.РЕГИСТРАЦИЯ

Записывают вид, пол, породу, возраст, кличку, инвентарный номер, продуктивность, приметы животного, Ф.И.О. владельца и его адрес.

2.АНАМНЕЗ

Anamnesis vitae — время нахождения животного в хозяйстве, (в доме владельца), характеристика помещения, условия содержания, кормления, водопоя, степень физической активности.

Anamnesis morbi — сведения о ранее перенесенных болезнях и их течении, санитарном и эпизоотическом состоянии хозяйства (административного округа, района), диагностических исследованиях животного, первоначальные симптомы отмечаемого заболевания, время и обстоятельства их проявления, кем, когда и как проведены первые и профилактические мероприятия, включая данные о наследственности.

В спокойном состоянии животного исследуют показатели температуры ( 0С ), частоты пульса (уд/мин.) и дыхания (в 1 мин.) и обозначают цифрами.

Габитус – состояние животного в момент его исследования.

Телосложение: крепкое, среднее, слабое.

Конституция: грубая, нежная, плотная, рыхлая.

Упитанность: хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная, истощение, ожирение.

Положение тела: добровольно-физиологическое активное, пассивное (стоячее или лежачее), вынужденное (стоячее или лежачее), а также необычные позы, принимаемые животными, непроизвольные вынужденные движения с их характеристикой.

Темперамент: живой, инертный, тип нервной деятельности.

Нрав: добрый, злой.

Кожа– волосяной покров: блестящий, матовый, волос удерживается прочно или слабо, прилегающий или взъерошен, густой или редкий, наличие участков облысения, сечения; равномерность, линька.

Эластичность: сохранена, понижена или потеряна.

Тургор кожи: сохранен, понижен, потерян.

Подкожная клетчатка: степень развития (удовлетворительная, слабая, чрезмерная), места наибольшего отложения жира, общее ожирение, исхудание, кахексия.

Влажность: умеренная, чрезмерно сухая, влажная, общая или местная потливость, асимметрия потоотделения.

Запах: специфический, неспецифический (характер и интенсивность).

Цвет: нормальный – указать оттенок, бледность, покраснение, синюшность, желтушность (общая или местная с описанием локализации и интенсивности), цианотичность, темно-коричневый, локализация патологической пигментации, гиперемия, петехии, экхимозы.

Болезненность: отсутствует, общая или местная боль и ее локализация.

Целостность: не нарушена или нарушена в виде потертостей, ушибов, струпов, ссадин, ран, трещин, язв, пролежней, рубцов, расчесов, струпов, бородавок с указанием места локализации и величины; пятна, эритема, кровоизлияния наличие пузырьков, волдырей, узелков, розеол, чешуек, папул, пустул их форма, цвет, распространение, величина.

Температура: общая или местная, без повышения, повышена, понижена.

Воспалительные процессы кожи и подкожной клетчатки: гиперемия, припухание (ограниченное или разлитое), боль, локализация.

Отеки: (головы, конечностей, живота) — отсутствуют, наличие и их локализация (застойные, воспалительные, кахектические, почечные), подкожная эмфизема, слоновость кожи; общие отеки, их постоянство, время появления, исчезновения.

Наличие паразитов: блохи, вши, власоеды, пухопероеды (для птицы).

Эпидермис кожи: сухой, влажный, шелушится, зоны шелушения и место их локализации.

Лимфатические узлы – подчелюстные, предлопаточные, коленной складки, надвымянные, паховые.

Величина: не увеличены, увеличены, уменьшены.

Подвижность: подвижны или неподвижны.

Консистенция: упругие, плотные, мягкие.

Болезненность: безболезненные, болезненные.

Местная температура: не повышена, повышена, понижена.

Слизистые оболочки – конъюктива, слизистые носа, ротовой полости, влагалища.

Цвет: бледно-розовый, розовый, цианотичный, фарфоровый, желтушность, покраснение, синюшность и их оттенки, пятна, пигментация естественная, патологическая или отсутствует.

Влажность: умеренно влажные, сухие, при наличии истечений – их характер.

Целостность: сохранена или нарушена, раны, ссадины, афты, наложения, узелки, рубцы, новообразования.

Отечность: не отечная, отечная, место локализации.

Местная температура: не повышена, повышена, понижена.

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Сердечно – сосудистая система

Осмотр и пальпация области сердца: болезненность сердечной области или отсутствие ее, величина площади сердечного толчка, смещаемость и смещение сердечного толчка; сердечный толчок – просматривается или не просматривается, по силе – умеренный, стучащий, усиленный, ослабленный, по характеру – диффузный (разлитой) или ограниченный (локализованный).

Перкуссия области сердца : границы абсолютной или относительной сердечной тупости (притупления) – верхняя и задняя в цифрах с указанием межреберья или ребра, увеличение или уменьшение относительной сердечной тупости, болезненность или отсутствие ее.

Аускультация области сердца: характер сердечных тонов – усиленные, ослабленные, чистые, оба или один умеренные, удлиненные; их ясность; изменения в виде глухости, расщепления, раздвоения, ритма галопа; акценты.

Отсутствие или наличие шумов:

Эндокардиальных — функциональные, органические, систолические, диастолические (отношение шумов к фазам сердечной деятельности; характер шумов; дующий, свистящий, скребущий, пилящий, музыкальный; интенсивность шумов; места выслушивания шумов наибольшей интенсивности; изменение шумов при перемене положения тела, до и после физической нагрузки).

Экстракардиальных — перикардиальные, плевроперикардиальные, кардиопульмональные.

Пульс и артерии: ритмичный или аритмичный; характеристика аритмий.

по напряжению кровеносных сосудов – нормальный, твердый, жесткий, мягкий;

по наполнению – полный, средний, пустой, умеренный;

по величине пульсовой волны – нормальный, большой, средний, малый, нитевидный;

по форме спадения волны – нормальный, умеренно спадающий, медленный, скачущий, альтернирующий, ложноальтернирующий, дикротический; состояние артериальной стенки, болезненность артерий при пальпации.

Вены: по эластичности – эластичные или уплотненные, пульсация яремных вен, наличие или отсутствие колебаний и пульса – отрицательного (физиологического), положительного (систолического); ундуляция; уплотнение, узловатость, болезненность вен.

Коллатеральное и варикозное расширение вен (грудной клетки, брюшной стенки, конечностей).

Органы дыхания

Исследование верхнего отдела дыхательных путей

Носовая полость: состояние отверстий носа, их контур, сужение или расширение, движение крыльев носа; вдох, выдох свободный, затруднен; истечения и их консистенция – серозные, слизистые, гнойные, смешанные, цвет – бесцветный, прозрачный, белый, красноватый, шафранно-желтый и др.

, запах – без запаха, гнилостный, с примесями воздуха, крови, количество – обильное, умеренное, скудное, незначительное, постоянное или периодическое; кровотечение из носа – отсутствует, одностороннее, двустороннее, обильное, скудное, длительное; кровь пенистая, алая, голубоватая, свернувшаяся, не свернувшаяся.

Придаточные полости черепа — гайморовы, лобные,воздухоносные мешки у лошади:конфигурация, болезненность, плотность костей, температура кожи местная, характер перкуторного звука, величина и напряженность мешка.

Гортань и трахея: наличие травм, припухлостей, инфильтрации, деформации, чувствительность, болезненность, безболезненность, местная температура, шумы, изменение голоса.

Кашель – отсутствует, имеется, его характеристика: чистый, редкий, приступообразный, болезненный, сухой, влажный и момент его появления – при движении, в покое, на свежем воздухе, в помещении, в период приема корма; продолжительность кашлевого толчка.

Одышка: отсутствует или имеется, при наличии ее определить тип – инспираторная, экспираторная, смешанная, постоянная или периодическая в покое, после нагрузки, при движении.

Тип дыхания: грудобрюшное, грудное (костальное), брюшное (абдоминальное).

Ритм дыхания: ритмичное, саккадированное (прерывистое), дыхание Чейна-Стокса, Биота, диссоциированное дыхание Грокка, большое дыхание Куссмауля.

Глубина дыхания: умеренная, глубокая, поверхностная.

Симметричность: симметричное или асимметричное.

Исследование грудной клетки

Форма грудной клетки: (нормально-физиологическая, широкая, узкая, плоская, эмфизематозная – бочковидная; цилиндрическая); целостность, чувствительность, болезненность, сила и симметричность дыхательных движений – при глубоком и спокойном дыхании; положение лопаток – нормальное прилегание, отставление их в стороны в покое и при движении.

Деформация грудной клетки – лордоз, кифоз, сколиоз, кифолордоз;

Пальпация грудной клетки – состояние ребер, межреберных мышц, рахитические четки, болезненность.

Перкуссия грудной клетки: определяют границы слева и справа по двум линиям у крупного рогатого скота, по трем у лошадей, собак, свиней; отмечают изменение границ легких; характер перкуторного звука — ясный легочной – атимпанический, тимпанический, коробочный, металлический, звук треснувшего горшка; ясный, тупой, притупленный, высокий, низкий; продолжительный, короткий с указанием места локализации и границ; отклонения в звуках с указанием их размера и границ.

Аускультация грудной клетки: тип дыхания – везикулярное, нежное везикулярное, усиленное везикулярное, бронхиальное; наличие и характер шумов – бронхопульмональные (патологическое бронхиальное, амфорическое, экстрапульмональные (шумы плеска, трения, легочной фистулы) с указанием месторасположения каждого шума.

Хрипы – локализация; количество; характер и сила звучности: высокого, низкого тона, шипящие, музыкальные, свистящие; влажные мелко-, средне-, крупнопузырчатые; субкрепитирующие, крепитирующие.

Скачать реферат

Источник: https://www.allvet.ru/referats/52/

МедНаука
Добавить комментарий