Материал по биологии на тему: организация внеурочной деятельности на уроках биологии. Внеклассные занятия по биологии

Внеурочная деятельность в преподавании биологии в общеобразовательной школе

Материал по биологии на тему: организация внеурочной деятельности на уроках биологии. Внеклассные занятия по биологии

Мартель Марина Викторовна, учитель химии и биологии
РХ г.Саяногорск

Привитие интереса к биологии Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту, наблюдению. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся Подготовка учащихся к практической деятельности Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Внеурочная деятельность в преподавании биологии в общеобразовательной школе.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа по биологии. Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассной работы по биологии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

 Целью внеурочной работы является помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

  Основные задачи внеурочной работы:

  1. Привитие интереса к биологии

  2. Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту, наблюдению.

  3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

  4. Подготовка учащихся к практической деятельности

   5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

 Внеурочную работу по биологии необходимо планировать: перспективно на учебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость эта определяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планами по биологии, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочными мероприятиями по биологии и другим предметам.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

 – обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

 – улучшить условия для развития ребенка;

 – учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально – культурного опыта в свободное от учебы время.

 При решении задач по организации внеурочной деятельности детей необходимо:

выявить интересы, склонности, способности, возможности, обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

 Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е.

не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

В нашей школе внеурочная деятельность является составной частью образовательного плана школы. кружок по биологии «Юный исследователь», а так же элективные курсы  по подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по химии и биологии. В прошедшем учебном году в 5 классах проводился курс по выбору «Мир вокруг нас».

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.

Кружок «Эколог-исследователь». Программа кружка «Эколог-исследователь» рассчитана на 30 часов, по одному часовому занятию в неделю. Кружок посещали все обучающиеся класса. Цель кружка – воспитание экологической культуры обучающихся и активного вовлечения в исследовательскую и природоохранную деятельность.

 Задачи: развитие познавательного интереса деятельности; формирование умения и навыков исследовательской деятельности; развитие умения познавать процессы, происходящие в природе; развитие умения самостоятельно добывать знания; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.

Занятия по внеурочной деятельности ведутся согласно тематическому планированию, о чем в журнале ведутся систематические записи.

В основной и средней школе преподавание курса «Экология» на уроках биологии представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, поэтому осуществлять экологическое воспитание приходится во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы выполняются учащимися по каждому учебному курсу: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека, общей биологии. При изучении растений и животных содержание внеурочных работ больше связано с наблюдением и уходом за живыми объектами, а в старших классах (9 – 11) включаются работы с дополнительной литературой.

На уроке во время лабораторной работы можно познакомить учащихся с теоретическими основами по разделу экология, но невозможно провести некоторые опыты, требующие продолжительного наблюдения.

Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие работы носят предварительный характер.

Это значит, что учителю надо своевременно организовать учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку, основываясь на продолжительности того или иного опыта, того или иного наблюдения.

Например, в опытах по ботанике:

влияние экологических факторов на скорость прорастания семян гороха (2 дня);

влияние длины светового дня на растение редис; и другие опыты.

Внеурочные работы предварительного характера обогащают уроки и развивают интерес учащихся.

Источник: https://edu-time.ru/pub/105880

Программа внеурочной деятельности учителя биологии и экологии

Материал по биологии на тему: организация внеурочной деятельности на уроках биологии. Внеклассные занятия по биологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»Руководитель МО___________ /Вараксина В.В./Протокол № 1«28» августа 2013 года«Согласовано»Заместитель директора по УВР___________/Белова В.А./«28» августа 2013 года«Утверждаю»Директор _________/Паршукова Н.А./«28» августа 2013 года

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

Вы загляните в детские глаза.

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!

Внеурочная деятельность – этонеотъемлемая часть образовательного процесса в школе,которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предметам биология и экологии через внеурочную, внеклассную работу.

Задачи:
– воспитание коммуникативной культуры школьников;
– формирование творческой, познавательной самостоятельности;
– выявление и поддержание одаренности у детей;
– развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).
 

Принципы:

– добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
– единство учебной и внеурочной работы;
– охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
– опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;
– формирование личности в деятельности;
– общественно полезная направленность с участием родителей;
– равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность. Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии, экологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.

Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия.

В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.

Виды внеурочной деятельности:

в образовательном процессе:

– поисково – исследовательская работа;

– познавательная деятельность;

– составление, оформление и защита презентаций, докладов;

– участие в конкурсах;

– публикация материалов на сайт;

– экскурсии, виртуальные путешествия в мир природы;

– практическая деятельность (сбор гербарного материала, наблюдение за живой природой, изготовление кормушек для птиц и др.);

– просмотр видеофильмов

в воспитательном процессе:

– игровая деятельность;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово – развлекательная деятельность;

– художественное творчество;

– социальное творчество;

– туристско-краеведческая деятельность.

Реализация внеурочной деятельности осуществляется:

– организацией кружковой деятельностью;

– групповыми или индивидуальными исследовательскими работами;

– массовыми и общественно – полезными работами: благоустройство рекреационных территорий, посадка деревьев и кустарников;

-экскурсиями, разные по содержанию, времени и месту проведения;
– изучением научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов и обзоров для доклада;

-организацией массовых мероприятий, олимпиад, конкурсов и др.;

– организацией и проведением предметных декад, недель;

-проведением курсов по выбору, элективных курсов, факультативных занятий;

– взаимодействием с родительской общественностью.

Методы и приёмы во внеурочной деятельности
1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация. 

2. Методы практической работы: упражне­ния, письменные работы, графические работы.

– упражнения: тренинг; тренировка; репетиция. 

– письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада); реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи); составление рецензии (отзыва); написание заключения (обобщения, вы­вводов).
– графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, гра­фиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц.

3.Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голо­сов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров (температуры воз­духа; состояния воды, почвы и др.)
 

4.Исследовательские методы.

Лабора­торные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обра­ботка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с при­борами, препаратами, техническими устрой­ствами; эксперименты; опытническая работа на участке.

5.

Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: ана­лиз истории научного изучения проблемы, вы­деление противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, от­крытия; эвристическая беседа: постановка про­блемных вопросов, объяснение основных понятий, опреде­лений, терминов; создание проблемных ситуаций: по­становка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование на­глядности); самостоятельная постановка, формули­ровка и решение проблемы учащимися: по­иск и отбор аргументов, фактов, доказа­тельств; самостоятельный поиск ответа учащими­ся на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

6.Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов програм­мы обучения, остальной материал учащиеся изу­чают самостоятельно; самостоятельное изучение определен­ной части учебного материала:  а) выбор между правильным и непра­вильным ответом (линейное программирова­ние);  б) выбор одного ответа из нескольких от­ветов (разветвленное программирование).

7.Проектно-конструкторские методы: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения за­дачи; создание моделей, конструкций; кон­струирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих работ: литератур­ных произведений (рассказов, повестей, ска­зок); разработка сценариев спектаклей, праз­дников.

8.Метод игры: дидактические, развивающие, по­знавательные, подвижные, народные и др.; игры на развитие внимания, памяти, гла­зомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.

9.Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисун­ки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаг­раммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапози­тивы, учебные и другие фильмы.

10.

Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуа­ций (психология общения, социальное окруже­ние); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений, докладов, рефе­ратов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праз­дников.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата. Приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов, организация этой работы в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии (Верзилин Н. М., Корсунская В. М., 1983).

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma__vneurochnoj_deyatelnosti_uchitelya_biologi_150427.html

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Материал по биологии на тему: организация внеурочной деятельности на уроках биологии. Внеклассные занятия по биологии

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы и формы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место, содержание которой значительно выходит за рамки учебной программы.

Для себя я решаю вопрос занятости детей в объединении дополнительного образовании – это развитие интереса к творческой и исследовательской работе, привития навыков работы с различного рода информацией с целью повышения интереса к биологии и экологии. В своей практике использую несколько видов проектов.

  • Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
  • Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
  • В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
  • В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Многим ребятам мало информации учебника, в рамках обычного традиционного урока. Именно проектная деятельность даёт возможность ученикам выражать собственные идеи, а не просто красиво излагать идеи и мысли учебника.

Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Дети часто приходят с волнующими их вопросами на перемене, просят организовать дополнительные занятия.

Особенно учащиеся 5-х классов интересуются исследовательской деятельностью, связанной с микроскопом и микропрепарата.

Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект – субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками.

Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства.

Идея проекта всегда “созревает” в головах учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа.

Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости детей. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы.

Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Темы работ учащиеся чаще всего выбирают из нескольких рекомендуемых мной, но бывает и выбирают сами.

Ребёнку можно предложить либо индивидуальные работы, где каждый работает сам, либо групповые, где роль и направление деятельности каждого участника оговариваются и чётко обозначены.

Примером индивидуальной работы могут служить проекты: “Вредные привычки в жизни человека”, “Влияние образа жизни подростков на рост пивного алкоголизма”, ” Влияние обуви на высоких каблуках на организм подростка”, “Что мы едим”.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя обобщая, ученик учиться мыслить. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Групповые работы, на мой взгляд более творческие,т.к. каждый участник вносит свои идеи в общее дело, учится работать на общий результат, даже если и наблюдается некоторое расхождение во взглядах. Но именно в спорах рождается истина. Примерами коллективных работ являются проекты:

  • “Растение – живой организм”,
  • “Дефицит пресной воды”,
  • “Косметика – бомба замедленного действия”,
  • “Влияние шумов на окружающую среду и организм человека”.

Тематика данных работ связана с другими учебными предметами. На практике выяснилось, что совместные с другими дисциплинами проектные работы оказались наиболее интересными. И это легко объясняется тем, что современная биология является комплексной наукой. Биология тесно связана с физикой, химией, математикой, психологией, информатикой.

Так работу “Дефицит пресной воды” невозможно было выполнить без знаний математики. А проект по пивному алкоголизму среди подростков просто предполагал изучить вопросы возрастной психологии. Большое внимание уделяется и грамотному оформлению проекта, разработке демонстрационных материалов.

В проектной деятельности учащиеся активно используют возможности информационных технологий: поиск и обработка информации, создание презентаций.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной конференции, которая проводится в нашей школе 2-й год, а затем принимают участие в окружных конференциях:

  • “Рассвет”- экологическая конференция;
  • “Целостный мир”;
  • “Хрустальная капелька”;
  • “Диалог культуры”;
  • “Ярмарка идей МФЮА -2009”;

Результаты:

  • Диплом 1-й степени- 9;
  • Диплом 2-й степени- 3;
  • Диплом 3-й степени- 11;
  • Награждены 4 грамотами. По результатам конференции “Ярмарка идей МФЮА” награждены подарком – часы.

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки,приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам.

А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

  • учебно-познавательная ( знание и умение организации целе-полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационная ( умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная ( знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).;

Компетенция личностного самосовершенствования.

Все эти умения, навыки учащиеся частично получают в процессе урочной деятельности, но более глубоко и широко эти умения, навыки приобретаются и реализуются в объединении дополнительного образования. Это большое подспорье учителю в развитии творческой личности учащихся и в углублении их знаний.

Целью объединения дополнительного образования является также экологическое воспитание школьников, которое осуществляется через работу на пришкольном участке.

Работая на участке мы:

  • Показываем, как правильно выполнять приёмы отдельных видов работ;
  • Обучаем детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности;
  • Напоминаем регулярно детям о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений;
  • Прививаем учащимся экологическую культуру-уважение к законам природы.

В целях привития экологической культуры в течении года организуются конкурсы рисунков, газет, бесед и лекций, посвящённые международным экологическим праздникам. Традиционным в нашей школе стал праздник, посвящённый дню птиц.

В следующем году наше объединение дополнительного образования планирует продолжить работу над проектами по проблемам сохранения здоровья детей в современных условиях.

Используемая литература.

  1. Ганич Л. Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
  2. Кузьмина И.И.

    Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.

  3. Масленникова А.В.

    Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал ” Исследовательская деятельность”, 2004, № 1.

9.02.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610310/

Организация внеурочной деятельности на уроках биологии.7 класс

Материал по биологии на тему: организация внеурочной деятельности на уроках биологии. Внеклассные занятия по биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №11 города Волгодонска

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ.

Выступление на методическом объединении учителей биологии.

Оруджева Алла Васильевна
учитель биологии

2017 год

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ .

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья.

В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России. Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук. Именно поэтому от успеха обучения биологии, от её качества во многом зависит наше будущее.

В настоящее время существует огромное множество форм методов, компьютерных технологий организации обучения. Мне повезло, я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить. Предмет жизненно необходимый для всех, ведь в переводе с греческого «биология» – наука о жизни.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников – один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.

Наши школы, по сравнению со школами в других городах и даже райцентрах, находятся в более трудном положении. Не каждый родитель может позволить выделять из бюджета семьи средства для дополнительного образования своих детей.

Плюс ко всему, школы находятся на некотором расстоянии от музеев, выставок, больших предприятий, посещение которых можно было бы использовать, организовывая внеурочную деятельность.

Поэтому нам приходится исходить из тех ресурсов и возможностей, которые мы можем себе позволить.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школе организована внеурочная деятельность. задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранить существование и самого общества.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, – одна из главных ступеней этого процесса. В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная деятельность занимает важное место.

внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность по биологии- это и проекты, подготовленные учащимися, и кружковая работа с заинтересованными детьми, и традиционная неделя биологии, и участие учащихся в школьной научно-практической конференции учащихся , и, конечно, проведение предметной олимпиады по биологии и экологии.

В рамках реализации ФГОС 2 поколения наибольшее значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов.
Проектной деятельностью учащиеся современной школы начинают заниматься с начальных классов.

В этом учебном году мне довелось работать с учащимися 7 класса на внеурочной деятельности по теме «Проектная деятельность». Моя задача – научить ребят и нацелить их на грамотное составление проекта, начиная с самого себя, своей семьи и заканчивая охраной окружающей среды.

Надеюсь таким образом получить в будущем учащихся, которые будут заинтересованы в посещении кружка Юных натуралистов.

Чаще всего внеурочная работа по биологии начинается в летнем пришкольном лагере, где учащиеся спокойно могут выбрать тему для исследований, беспрепятственно пользоваться кабинетом информатики для пользования сетью Интернет, да и в принципе, имеют больше свободного времени для поиска и систематизации информации. В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов. В своей практике с учащимися основной и средней школы использую несколько видов проектов.

Это, во-первых,

информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.

Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, ОБЖ, физика, география,экология и медицина. В основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.

Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект – субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками.

Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности.

В результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа. Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.

Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания.

В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.

Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.

В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции , которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в городской НПК.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие.

Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Не могу не сказать еще об одной из форм внеурочной деятельности учащихся – о

кружковой работе.

В каждом классе есть ребята, у которых возникает множество вопросов, требующих ответа. Именно они и составляют основную массу, заинтересованных в этих занятиях.

Кружковая работа не регламентируется рамками урока, объединяет заинтересованных ребят, может дать простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Успех работы кружка в немалой степени зависит от умело организованного в нем самоуправления.

Эффективной проверкой и обобщающим смотром работы кружка будут являться массовые формы работы – биологические вечера, олимпиады, викторины, различные конкурсы.

В настоящее время в нашей школе функционирует кружок «Юный археолог» краеведческой направленности. Но работа этого кружка направлена на изучение исторических аспектов больше, чем биологических или вопросов экологии.

Поэтому на следующий учебный год я планирую открыть кружок именно Юных натуралистов. Для себя я задалась целью «взрастить» юных любителей биологии из начальной школы.

Те же учащиеся 7 класса, которые в этом году посещают мои занятия по проектной деятельности, я надеюсь, будут моими «кружковцами» в основной школе.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки “внести” в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, – бесполезны.

В результате работы над различными видами деятельности школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Занимаясь с учащимися исследовательской или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.

Высокий уровень вовлечённости учащихся во внеурочную деятельность, умение пользоваться ИКТ и методом проекта может служить показателем прогрессивности развития педагога и обучающихся школы.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира.

Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные отношения и др. Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

Привлечением учащихся во внеурочную деятельность я занимаюсь не только в рамках своего учебного предмета. Являясь классным руководителем, я так планирую внеклассную деятельность, чтобы как можно быстрее вовлечь ребят в познавательный процесс.

Традиционными в моей работе с классом являются походы на природу в начале и конце учебного года. Эти походы мы проводим те только с целью сплочения классного коллектива, развития толерантности, но также и в целях ознакомления учащихся с природой родного края, проблемами окружающей среды нашего города и т.п.

После таких походов у ребят возникают новые идеи, которые они могут реализовать на внеурочной деятельности.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. И я надеюсь, что своей деятельностью я помогаю нашему подрастающему поколению определиться со своим местом не только в мире живой природе, но и в социуме, который его окружает.

Используемая литература:

1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998. 2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004. 3. Масленникова А.В.

Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1. 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. 5. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе.

– 2003. – № 3. 6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – Санкт-Петербург: “Каро”, 2005. 7. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. – 1998. – № 2.

8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.

: Просвещение, 1979

9.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Сост. Е.С.Савинов.-М.:Просвещение,2011. Серия «Стандарты второго поколения».

Источник: https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-na-urokah-biologii-klass-2222403.html

МедНаука
Добавить комментарий