Модели стратегического управления. Управление реализацией стратегии образовательных учреждений

Стратегия развития образовательного учреждения

Модели стратегического управления. Управление реализацией стратегии образовательных учреждений


В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Ключевые слова: стратегия, образовательное учреждение, модель образовательного учреждения.

Стратегия − сложное и потенциально мощное орудие. При ее помощи современная организация способна подстраиваться либо противодействовать меняющимся обстоятельствам. Но это − непростое оружие.

Его внедрение и дальнейшее применение обходятся весьма дорого.

Но имеются весомые доказательства того, что внедрение стратегического управления оправдывает себя с лихвой, в особенности для тех, кто находится в условиях нестабильности.

Стратегия это обобщающая модель действий, которые необходимы для свершения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективности распределения ресурсов [5].

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

Стратегия — это складывающийся из нескольких этапов путь, который должна пройти компания от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое мы планируем и предвосхищаем [4].

Таким образом, исходя из трех вышеназванных определений, можно сделать следующий вывод, что стратегия — это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Квинн полагает, что стратегия должна: [2]

‒ включать в себя четкие цели, результат будет являться решающим для общего исхода дела;

‒ сохранять инициативу;

‒ концентрировать основные усилия в необходимый период времени и в нужном месте;

‒ предусматривать такую эластичность поведения, для того чтобы использовать меньшее количество ресурсов для достижения максимального результата;

‒ обозначать скоординированное управление;

‒ предполагать корректное расписание определенных операций;

‒ обеспечивать гарантированные ресурсы.

В современных условиях любая организация, в том числе и образовательная, нуждается в наличии стратегии, которая должна четко соответствовать условиям функционирования образовательного учреждения.

При разработке стратегии анализируются следующие условия, сложившиеся вокруг образовательной системы:

‒ возможности и тенденции развития бюджетного, а также коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения;

‒ возможности интеграции с другими системами образования, образовательными учреждениями;

‒ возможности образовательной вертикальной интеграции с внешними разработчиками, заказчиками, посредниками и потребителями услуг;

‒ состояние и перспективы системы управления и профессионального потенциала образовательного учреждения.

Первый способ обоснования исходит из того, что действие внешних условий развития общеобразовательного учреждения минимально либо совсем отсутствует — такова сущность общеобразовательной школы.

Образовательное учреждение не взаимосвязано со своими потребителями и заказчиками, которые способны простимулировать их развитие, в отличие от многих других социальных организаций.

Учебное заведение как социальная организация обладает «замкнутым характером, который определяет невозможность выполнения их направленных изменений за счет внешних сил», поэтому причиной изменений в них являются внутренние силы — лидерские указания, владеющие определенными полномочиями и правом продвижения перемен» [3].

Наиболее распространенным является другой способ объяснения новаторского характера развития образовательной организации: в качестве полноценного метода развития общеобразовательного института можно рассматривать развитие, определенное внутренними силами школы.

Напротив, ориентация школы в своем развитии на внешние факторы приводит к единому ряду отрицательных результатов. Из числа которых является отчужденность коллектива от новшеств, которые вводятся, и его «сопротивление инновациям».

Как следствие — имитация развития, сокращение эффективности управления школой и сокращение главного показателя − качества школьного образования.

Руководствуясь данной логике, Г. А. Мкртчян выделяет 3 модели развития общеобразовательного учреждения:

1) модель развития на основе совпадения инновационного давления и внутреннего саморазвития школы;

2) модель жизнедеятельности на основе способности учебного заведения к преобразованию согласно ее внутренним потребностям;

3) модель развития, которая отвечает внешним запросам общества к системе образования.

Как отметил автор, «для школ 3 модели свойственно сочетание низкой осознанности личных проблем, которые высоко зависят от внешних воздействий.

В школах 3 типа все нововведения принимаются и осознаются только лишь как управленческая проблема» [6]. Как считает автор, наиболее оптимальной и подходящей является первая модель развития.

В. С. Лазарев акцентирует свое внимание на двух различных стратегиях развития школы. Он считает, что большая часть образовательных организаций реагирует лишь в том случае, когда не реагировать уже невозможно. А другие стараются понять новейшие тенденции и реализовать опережающую реакцию на них [3].

Однако автор особенно подчёркивает то, что «лучшей» и «худшей» стратегии нет. Так как именно выбор наиболее подходящей стратегии находится в зависимости от реально существующих обстоятельств.

Оптимальная стратегия развития учреждения профессионального образования должна опираться на специфику данного типа образования и с учетом тех обстоятельств, действующих в данном учреждении.

Несомненно, региональная система профессионального образования устроена по-другому и также по-другому находится во взаимодействии с заказчиком, нежели система общего образования.

Значительно важный аспект процесса модернизации профессионального образования заключается в том, что всем субъектам модернизации на всех уровнях предоставляется определенная возможность.

Например, учет особенностей региона, базовой отрасли и конкретного образовательного учреждения и впоследствии возможность выстраивания на данной основе собственного варианта модернизационных изменений, которые не противоречат федеральному тренду.

На основе практики можно заметить, что именно от факта и качества формирования собственной определенного варианта стратегии модернизации учреждения профессионального образования зависит преодоление смысловой отчужденности педагогических коллективов.

Как следствие является успех модернизации профессионального образования в целом.

А в тех образовательных организациях, где модернизация происходит без учета собственной уникальности, строясь на основе стандартных сюжетов и методик, внедрение модернизационных инноваций чаще имитируется, нежели полноценно реализуется.

Предпосылки необходимые для разработки стратегии образовательного учреждения:

‒ перепроизводство — насыщение рынков предложением образовательных услуг;

‒ требовательность — повышение уровня требовательности граждан к качеству образования;

‒ инновационность — увеличение количества технических средств;

‒ динамичность−обеспечение высокого качества обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий;

‒ диверсификация — расширение спроса на виды и уровни образовательных услуг;

‒ дифференциация — нарастание разнообразия потребностей населения, обусловленных значительным увеличением ассортимента образовательных услуг;

‒ конкуренция — борьба, образ учреждения за место на рынке;

‒ «аритмия спроса» − изменение спроса потребителей рынка образовательных услуг;

‒ люмпенизация — рост полной и частичной безработицы населения и увеличение континента с низким уровнем дохода;

‒ интервенция — международная конкуренция крупных зарубежных университетов [8].

Е. А. Пушкарева утверждает, что: «Новая система проф. образования подразумевает развитие и формирование личности человека как специалиста на протяжение всей жизни и поэтому должна:

во-первых, предоставить каждому человеку независимость в выборе образовательных траекторий. Выбор происходит на основе способностей, которыми обладает, человек, а также запросами и возможностями;

во-вторых, учитывать определенные потребности клиентов проф. кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;

в-третьих, способствовать формированию демократических свобод в деятельности образовательных организаций, которые выстраивают собственные уникальные образовательные программы» [7].

Данные аспекты являются мощным толчком для развития проф.образования.

Действительно, за последние годы социально-экономических изменений, можно говорить о том, что не улучшилось образование, а лишь приобрело качественно новые характеристики, которые отличаются от тех, что существовали ранее.

В настоящий момент профессиональное образование включает в себя следующие ступени: начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.

Сфера образования постоянно подвергается видоизменениям и совершенствуется, так как главная цель профессионального образования — это подготовка высококвалифицированного работника с определенным уровнем и профилем. Конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, а также свободно владеющего своей профессией.

Таким образом, каждая образовательная организация не может обойтись без стратегии: она является главным толчком для развития учебного учреждения, но ее выбор и разработка зависят от ряда условий и факторов, при правильной оценке и выборе которых зависит насколько успешно будет реализована определенная стратегия.

Литература:

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Петрова А. Н. Спб: Питер. 2005г. 496с.
  2. Баканов Г. Б., Стратегический менеджмент. Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ. 2014г.
  3. Гам В. И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореф. дис.докт.пед. н. — Калининград, 2009г. 43 с.
  4. Гершун А., Горский М. Технология сбалансированного управления. М:ЗАО «Олимп — Бизнес». 2006г. 416с.
  5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. Учебное пособие для вузов. М:Аспект Пресс. 2002г. 415.
  6. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002г. 182 с
  7. Пушкарева Е. А., Ю. В. Пушкарев. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. Философия образования. 2010г. № 4 (33). 51с.
  8. Светенко Т. В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. М:АПКиППРО, 2008г. 72с.

Основные термины(генерируются автоматически): образовательное учреждение, профессиональное образование, модель развития, стратегия, разработка стратегии, система образования, выбор, общеобразовательное учреждение, образовательная организация, учебное заведение.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/30939/

Специфика стратегического управления образовательным учреждением

Модели стратегического управления. Управление реализацией стратегии образовательных учреждений

В период реформирования и модернизации образования к системе образовательных услуг предъявляются новые требования.

Модель управления эффективностью системы образования все больше становится ориентирована на субъектов образовательного процесса. Все больше возрастает конкуренция в сфере образовательных услуг.

Помимо государственных образовательных учреждений большую роль стали играть частные учреждения.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» особое внимание уделяется вопросам реализации долгосрочных целей социально-экономического развития страны и образования, в частности. Система образовательных услуг является структурообразующим элементом процессов подготовки кадров и воспроизводства человеческого капитала, определяет перспективы и возможности дальнейшего развития экономики России.

В условиях интеграционных процессов в системе дошкольного и школьного образования особенно остро стоит вопрос стратегического управления, которое позволит гибко реагировать на происходящие изменения. К сожалению, практика показывает, что педагогические коллективы имеют слабое представление о стратегическом планировании и реализации стратегии в области образовательного процесса.

Миссия образовательного учреждения уникальна тем, что охватывает всех участников образовательного процесса на всех его этапах. Миссия школы как и любого некоммерческого предприятия не связана с получением прибыли, в ней звучит тема служения.

Миссия любого образовательного учреждения имеет общие элементы (что присуще всему комплексу образования) и специфические (то, что характерно для данного вида или данной модификации образовательного учреждения), уникальные (то, что является назначением данной организации и отличает ее от всех других похожих организаций). На основе миссии происходит процесс целеполагания.

Важно понимать, что главные цели должны быть направлены на развитие потенциала образовательного учреждения, сориентированы на новые действия для достижения результатов, а не только на реакцию по поводу текущих событий (рис. 2).

Рис. 2. Структура стратегической цели образовательного учреждения

Для того чтобы определять стратегические (а затем и более частные) цели образовательного учреждения (ОУ), руководству необходимо:

  • – понимать важность постановки целей;
  • – понимать различия цели от образа желаемого будущего;
  • – уметь работать с иерархией целей, строить «дерево целей»;
  • – строго подходить к формулированию целей для коллектива и согласованию их понимания с педагогами и другими участниками совместной работы.

Для формулирования достижимой и реальной цели необходимо учитывать параметры, полученные при SWOT-анализе ОУ. Цель ОУ должна объединять цели основных участников образовательного процесса (рис. 3).

Первая область или группа результатов, значимая для ОУ – социально и личностно значимые образовательные результаты воспитанников.

Для ОУ обеспечение достойного уровня качества образовательного процесса – главная стратегическая цель, которая поможет достичь конкурентных преимуществ.

Второй возможной областью стратегического целеполагания выступает качество жизни участников образовательного процесса:

  • – детей, включая уровень их самочувствия, настроения, мотивации (такие цели связаны с обеспечением комфортности образовательной среды, с качеством питания, с возможностью занятий спортом и оздоровления и т.д.);
  • – работников ОУ – развитие их профессионализма и личностный рост. Это связано с условиями труда учителей и воспитателей, развития творческой составляющей, с созданием системы стимулирования продуктивной и результативной, в том числе инновационной деятельности и т.д.

Рис. 3. Общая схема разработки стратегической цели ОУ

Третьей группой стратегических целей могут стать цели, выдвигаемые относительно качественных характеристик коллектива, развития сплоченности, совместимости, организованности и т.п.

Наконец, к четвертой группе можно отнести цели в области системных характеристик ОУ.

В то же время свои стратегии могут и должны иметь структурные подразделения школы и они охватывают следующие сферы:

  • – выживания, стабильного функционирования и развития школы;
  • – обучения и внеклассной работы;
  • – начальной, средней и старшей ступеней школы;
  • – программно-методического обеспечения;
  • – диагностического сопровождения образовательного процесса;
  • – кадрового обеспечения и работы с персоналом школы;
  • – материально-технического и финансового обеспечения;
  • – внешних связей школы и ее отношений с местным сообществом;
  • – отношений с органами местной администрации и управления образованием;
  • – системы управления школой.

Разработка стратегии образовательного учреждения основана на ряде принципов. Рассмотрим их более подробно.

  • 1) Теория постепенного роста предполагает постепенное приспособление образовательного учреждения к условиям нестабильной внешней среды.
  • 2) Гибкий подход. ОУ должно быстро и оперативно отвечать на вызовы окружающей и внутренней среды.
  • 3) Творческий подход. Не стоит забывать, что главная особенность ОУ – его творческая направленность. Отсюда и возможность применения нестандартных методов в области достижения поставленных целей.

Особенностями выработки стратегии образовательного учреждения является ее направленность на решение следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала организации, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций учреждения; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития.

На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции, формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.

https://www.youtube.com/watch?v=iR-VlqpnJpI

Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.

Эта система предусматривает следующее:

  • – проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
  • – доведение результатов анализа и их оценки до руководства, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
    • а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
    • б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
    • в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
    • г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.

Стратегическое управление основывается на стратегических целях организации, а именно, на будущей структуре деятельности, на создаваемом научном, производственном, кадровом потенциале, под который целевым направлением выделяются ресурсы.

Стратегия развития образовательного учреждения как правило представляется в форме стратегического плана, нацеленного на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для администрации и персонала, потенциальных инвесторов, властей и населения при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы до 10 лет.

Основное содержание стратегического плана составляют формулировки:

  • – главной цели развития образовательного учреждения на данном этапе;
  • – основных стратегических направлений достижения главной цели;
  • – целей в рамках стратегических направлений;
  • – конкретных мер по реализации выбранных стратегий с фиксацией индикаторов выполнения намеченных мер, оценок затрат, участников реализации мер.

После составления плана необходимо дать оценку его гибкости, способности адекватно реагировать веяниям времени. При оценке разработанной стратегии применяется комплекс индикаторов внешней и внутренней среды.

Об успехе стратегии свидетельствует сбалансированность бюджета образовательного учреждения, нацеленность педагогов на внедрение инноваций, формирование системы ценностей организации, отсутствие конфликтов и другие характеристики социальной и организационной среды учреждения (Приложение 1).

Усиление интеграционного потенциала образовательных учреждений позволяет успешно преодолеть влияние негативных фактов внешней среды, применить инновационные управленческие схемы, протестировать и оценить эффективность новых моделей управления и финансирования.

Сравнительный анализ различных стратегий интеграции позволит согласованно учитывать легитимные интересы различных заинтересованных субъектов, которые защищены как действующим законодательством, так и внутренними процедурами управления.

Внедрение новых информационных и управленческих технологий позволит охватывать образовательными услугами те слои населения, которые ранее не имели полнопрофильного доступа к образовательным услугам, решая, таким образом, целый комплекс вопросов социального, культурного и экономического характера.

Одним из основных условий оптимизации системы стратегического планирования интегрированных учебных заведений является целевая ориентация на достижение максимальной экономической эффективности и результативности, а также учет недостатков и преимуществ стратегий интеграции образовательных в границах образовательного комплекса для осуществления совместной деятельности с учетом интересов всех участников.

Источник: https://studwood.ru/588371/menedzhment/spetsifika_strategicheskogo_upravleniya_obrazovatelnym_uchrezhdeniem

МедНаука
Добавить комментарий