Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

Можно ли православному есть конину?

Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

В Европе — новый пищевой скандал — во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо  за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо — табуированная еда?

Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:

Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ — лекарств для лошадей.

Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения.

К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды).

А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».

Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами.

В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется.

Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее — весь материальный мир.

Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!).

Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания.

Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.

В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).

В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.

_____________________________________________

Справка

  • Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
  • В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680—755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
  • Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
  • Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не  раздвоенные копыта, и лошади — не жвачные животные.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/mozhno-li-pravoslavnomu-est-koninu/

Пищевые табу на Руси. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

Какие виды мяса запрещено было есть на Руси Многие из нас думают, что только в пост нельзя есть мясо и другие скоромные продукты. Оказывается в се намного сложнее: в Ветхом завете можно найти целый перечень продуктов, которые нельзя есть даже не во время поста.

В Ветхом завете сказано, что употреблять в пищу мясо удушенных животных, а также животных, которые умерли своей смертью (им не спустили кровь). Также запрещено есть кровяную колбасу и другие продукты, которые делаются с использованием крови. Такой запрет связан с тем, что в Святом писании говориться – в крови животных находится душа.

Ни в коем случае нельзя есть плоть животного вместе с его душой. Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел. К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц.

Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.

Крольчатина, конина, зайчатина
Этот запрет связан с тем, что в пищу допустимо применять только пищу тех животных, которые имеют раздвоенное копыто, или жуют жвачку. К этим животным относят: коз, коров, овец, и тех, что по современным меркам классифицируются как парнокопытные.

Зайцев есть также нельзя, потому что это животное хоть и жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт.

Запрет на употребление крольчатины и зайчатины связан еще и с тем, что убивают этих животных ударом по затылку, а значит, кровь остается в животном, а православным есть мясо с кровью нельзя.

какую рыбу нельзя было есть православным Все пищевые ограничения, которых долгое время строжайшим образом придерживались православные люди на Руси, описаны в Ветхом Завете. Именно там, в книге Левита (11:1-10), а также во Второзаконии указано, что истинно верующим и почитающим Бога людям нельзя есть рыбу, которая не имеет чешуи. Она считается нечистой.

Из-за этого запрета на Руси долгое время не ели такую «голую» рыбу, как осетр, сом и угорь. Согласно Ветхому Завету человек, вкусивший эту пищу или даже притронувшийся в тушке «нечистой» рыбы, является оскверненным.

Помимо рыбы без чешуи категорически запрещалось употреблять в пищу морских и речных обитателей, которые не имели на своем теле чешуи или перьев. В последнюю категорию входили почти все дары моря, включая кальмаров, креветок, водных змей и пр. Также по Ветхому Завету православные могут есть только ту пищу, которая обескровлена.

Ни один русский не позволял себе съесть кусок сырой рыбы, как это тысячелетиями делали китайцы и японцы. Все эти пищевые запреты сохранялись на Руси очень долгое время. Изменения произошли только во времена церковного раскола, который инициировал в XVII веке великий реформатор русской церкви патриарх Никон.

После внедренных с его подачи нововведений был изменен целый ряд правил, в том числе и касающихся пищи. После XVII века на Руси стали есть и осетров, и икру, и зайчатину, и многие другие ценные продукты. Это благоприятным образом повлияло и на рацион, и на здоровье людей.

Теперь они стали получать больше витаминов из пищи, которой была так богата русская земля. Естественно, не все приняли эти нововведения. Старообрядцы, отколовшиеся от официальной церкви, остались верны старым законам. Они и сейчас не едят рыбу без чешуи и морских обитателей без перьев.

Можно ли православным есть свинину? Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь». (Библия. Второзаконие 14:8).

Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».

Почему на Руси было строго запрещено есть телятину?
Много веков подряд на Руси существовал запрет на употребление в пищу телятины. Он был даже жестче, чем запрет у евреев употреблять свинину. Откушав молодой говядины, русский человек рисковал попрощаться с жизнью.

Вот что писал француз Маржерет, побывавший в России вначале XVII века: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии». Нарушение запрета очень жестоко каралось властями.

Шведский дипломат Петрей, бывший послом в Русском царстве в начале того же XVII столетия, пересказывал такую историю: «… Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода.

Другие же, которые не могли есть человеческого мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…».

Курляндский путешественник и авантюрист, служивший в России во второй половине XVII века, Яков Рейтенфельс в своем «Сказание о Московии» рассказывал предание о том, как Иван Грозный приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка.

Остается историческим фактом, что в 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль только сообщением, что царь не настоящий, ибо ест телятину.

Вот что писал немец Конрад Буссов, бывший очевидцем тех событий: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину.

Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят». До сих пор до конца непонятно, почему русская церковная традиция запрещала есть телятину.

Есть версии, что первоначально он был вызван заботой крестьянина о сохранении молодняка, — в убое теленка с целью полакомиться его нежным мясом он видел непростительное расточительство. Затем этот обычай стал традицией и принял характер мистического запрета. Другая гипотеза говорит, что запрет на телятину связан с запретом на молозиво — теленок, питается молоком после рождения , а молоко отелившейся коровы содержит молозиво. Вероятно, это кок-то связано с ветхозаветным запретом употреблять в пищу мясо и молоко, сваренные вместе. Только в конце XVIII века телятина стала блюдом пиршественных столов знати, а позже появилась и на столах более скромных.

Источник: https://fishki.net

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/pannat/post427958361

Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

Отвечает: Александр Дулгер

Лидия спрашивает: Левит 11:6: «и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас».
Объясните, пожалуйста, значение этой строчки. Заяц не жвачное животное, нет копыт,его мясо относят к разряду диетических. Все время его ела,сейчас,когда прочитала что нельзя,стало очень не по себе.

Мир Вам, Лидия!

Многие законы, которые дает Всевышний в Библии не объясняются. Человек просто должен принять на веру, что так будет лучше. Это касается многих вопросов, не только питания. Библия — это книга о спасении человека от греха. Поэтому второстепенные моменты (объяснения) в ней присутствуют в минимальном объеме.

Современная наука проливает свет на многие из Божьих запретов. Наши знания о микробах и бактериях позволяют нам понять ряд библейских санитарных предписаний, которые касались грибков и плесени, инфекционных заболеваний, заражения пищи или людей инфекцией от трупов животных, итд.

Поэтому причины некоторых запретов и предписаний мы можем понять, с точки зрения современной науки, а евреи не могли. Они должны были просто верить. Если хотели быть живыми и здоровыми. Поэтому мы также должны просто верить, как и они, что добрый Отец Небесный желает нам лучшего. И нам будет хорошо.

А если мы будем отвергать то, что мы не понимаем, нам будет плохо или мы просто преждевременно умрем от болезней или проблем которые современной науке еще не известны.

Это были общие библейские принципы по вопросам питания. Теперь по поводу зайцев-кроликов. Я могу предположитьдве причины библейского запрета. Возможно их было больше.

1) ТУЛЯРЕМИЯ – острая инфекционная болезнь, протекающая с лихорадкой и поражением лимфатических узлов. Туляремия относится к так наз. природно-очаговым заболеваниям.

Возбудитель туляремии – бактерия; устойчива к действию факторов окружающей среды; гибнет при нагревании до t° 60° через 20 мин., при кипячении немедленно, под действием дезинфицирующих р-ров через несколько минут. «Т.

болеют грызуны (полевки, домовые мыши, водяные крысы, хомяки и т. п.), а также зайцы и кролики.
Источник: «Популярная медицинская энциклопедия»

2) АВТОКОПРОФАГИЯ — поедание кала (экскрементов). К животным, поедающим свои собственные экскременты, относятся грызуны: морские свинки, шиншиллы, зайцы, кролики. Их пищеварительный тракт часто не в состоянии с первого раза эффективно переварить растительную пищу.

При этом многие высокомолекулярные вещества (гемицеллюлозы) не всасываются стенками кишечника при первом прохождении, такие питательные вещества становятся доступными после длительной обработки микрофлорой кишечника.

Грызуны имеют возможность повысить полезное действие пищи, заново поедая полупереваренные растения.

Спрашивает: Анастасия, г. Казань

Отвечает: Редакция сайта

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, можно ли православным есть конину, мясо кролика, продукты халяль, мясо убитых жертвенных баранов? Если нет, то почему? Спаси Господи!

Уважаемая Анастасия!

Мясо кролика вкушать не запрещается, а что касается конины, то я ничего не слышал насчет запрета на употребление ее в пищу для православных христиан. Такового в принципе быть не может. Другое дело, что есть определенные традиции в организации питания, но они не могут иметь решающего значения.

В собственном смысле мы не должны употреблять идоложертвенное, то есть такого рода пищу, которая употребляется в других религиях в качестве составляющей части обрядов этих религий. Вот например, мясо «Халяль» — не является идоложертвенной пищей в библейском смысле этого слова.

Есть многие страны, где православные живут в окружении людей иноверных, и там другого мяса и не купить кроме того, которое мусульманами предлагается на продажу. Мы, православные, должны относиться к пище халяль нейтрально т.к.

нет религиозных оснований приравнивать эту пищу к идоложертвенным.

По словам апостола Павла, человеку можно все, но не все ему полезно и ничто не должно обладать нами (т.е. нужно избегать пристрастий и психологических зависимостей от различных вещей, в том числе и от пищи). И еще говорил апостол, что еда не приближает и не удаляет нас от Бога.

В Новом Завете разделение животных на “чистых” и “нечистых” считается утратившим силу и христианами не соблюдается. И вообще, вопрос о питании является в христианстве второстепенным. Главное — не порабощать себя вещественным началом этого мира, сохранять свое сердце, свой ум и свое тело свободными и готовыми послужить Христу.

Говение же лишь только помогает нам настроиться на правильный духовный лад, увидеть прегрешения и побороться со своими страстями, не более того. Главное в христианстве — это вера, действующая любовью, опять же по апостолу Павлу.

Храни вас Господь!

В Европе – новый пищевой скандал – во фрикадельках IKEA обнаружена конина. Инспекторы из Чехии обнаружили, что сотрудники компании выдавали конское мясо за говядину и свинину. Почему именно конина вызвала такой ажиотаж и почему во многих западных странах конское мясо – табуированная еда?

Отвечает протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде:

Насколько я понимаю, недовольство добавлением в продукты конины вместо говядины в ряде европейских стран вызвано, конечно, не запретом на употребление конины в пищу, а несоответствием между этикеткой и продуктом, а также возможным содержанием в конине вредных веществ – лекарств для лошадей.

Что касается разрешения или запрета на употребление конины в православной традиции, на этот счет существуют разные мнения.

К примеру, в наиполезнейшей книге «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» на вопрос № 1278 о разновидностях нечистой пищи следует ответ: «Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды).

А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.».

Действительно ли православное богословие позволяет группировать коней, крабов, и то, что в данном случае называется словом «сдохла»? Попытаемся объяснить простыми словами.

В Ветхом Завете не только все виды пищи, но и весь материальный мир, по сути, подвергается делению на чистое и нечистое. Это разделение, которое имело временный, педагогический и дисциплинарный характер, в Новом Завете упраздняется.

Во Христе через соединение Божественной и человеческий природ последняя освящается и обожается, а через нее – весь материальный мир.

Поэтому для христианина в области материи ничего нечистого нет и быть не может. То же относится и к так называемой «женской нечистоте» (тема, к которой столь немногие безразличны!).

Видение материального мира (и содержимого тарелки) в подобном свете есть инерция законнического ветхозаветного сознания.

Никакого богословия, направленного против «нечистых» собак (в отличие от «чистых» кошек) или же поедания особого рода мяса, морепродуктов, кроликов не существует.

В некоторых культурах есть свои барьеры, однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20).

В Испании конина продается во всех крупных супермаркетах. Стоит она дороже, чем говядина, но значительно вкусней.

_____________________________________________

Справка

  • Конина употребляется в пищу во многих странах, преимущественно в Центральной Азии, богата содержанием белка и обладает низкой калорийностью. Вместе с тем из-за важности коней в быту и военных действиях во многих культурах существует табу на употребление конины.
  • В Северной Европе употребление конины было частью языческого культа, связанного с богом Одином. Поэтому германский архиепископ Бонифаций в 680-755 гг. издал специальный эдикт о вредности конского мяса для здоровья; вслед за ним запретил потребление конины и римский папа Григорий III. Требование отказаться от конины с принятием христианства стало камнем преткновения для многих исландцев.
  • Кодекс пищевых стандартов Австралии и Новой Зеландии в определение «мясо» не включает конину.
  • Конина запрещена по еврейским законам, потому что у лошадей не раздвоенные копыта, и лошади – не жвачные животные.

Можно ли христианину есть конину?

Лично для меня не совсем понятен источник сомнений, однако, достаточно много людей хотят это узнать, спрашивают, можно ли христианину есть конину.

Простите за «одесский» способ переспрашивать, но почему нельзя христианину есть конину? Что ему мешает? Никаких религиозных, вероучительных ограничений, запретов Апостолов, Отцов Церкви или самого Иисуса Христа, на тему употребления в пищу мяса лошади, в христианстве нет.

По крайней мере, в Православной, Католической или другой христианской церкви, история которой прослеживается от Древней, основанной Христом при жизни Его. За многочисленные молодые секты и современные псевдо христианские учения я утверждать не берусь.

Там может быть все что угодно, в том числе и запреты типа: христианину нельзя есть конину, пить молоко, умываться, чистить зубы, стричь ногти, курить, пить вино и так далее.

Ссылки на библию, о том, можно ли есть христианину конину, в данном случае, скорее всего не могут быть приняты во внимание. По той причине, что Ветхий Завет имеет множество запретов на употребление в пищу продуктов, относимых не к христианам, а к более ранней, дохристианской эпохе, которая окончилась, была преодолена жертвой Спасителя.

Ветхий Завет почитаем христианами, но рекомендации и запреты, содержащиеся в нем, никогда не воспринимаются буквально, без исторического, этнографического и богословского анализа. Ведь, по сути, Ветхий Завет – это книга языческой мудрости, история. А Новый Завет для христиан – руководство в реальной жизни.

Тут запретов христианам на употребление конины в пищу мы не видим.

Вопрос, можно ли христианину есть конину, может быть связан с конкретными особенностями ритуального забоя животного. Во многих религиях, забой животного предназначенного в пищу, являет собой сложный религиозный обряд, ритуал.

Делающий мясо лошади, не обычным продуктом питания, а идоложертвенной пищей. Вот ее употребление в качестве продукта питания, может вызывать сомнения.

Но не в смысле вреда христианину или греха, а только в категориях неприязни к такому продукту.

Можно ли христианину есть конину в пост? Категорического запрета, исключающего употребление в пищу мяса лошади, во время поста, для христиан нет. Пост – это добровольное самоограничение, отказ от некоторых продуктов на какое-то время. В Православии, пост подразумевает отказ от любого мяса.

Но это не имеет вероучительного значения или спасительного смысла, а является именно Православной традицией. Соблюдаемой или не соблюдаемой добровольно, осознанно. Для православного христианина поститься, в том числе не есть конину во время поста, желательно. Однако, не соблюдение поста – не является грехом само по себе.

Скорее это рассматривается как человеческая слабость. Моральный вопрос, а не вопрос веры.

В современном мире, самой массовой, доминирующей религией на сегодняшний день является эзотерика и оккультизм. Специфика проповеди эзотерических учений такова, что на пост христианских территориях, оккультизм охотно маскируется под «усовершенствованное, продвинутое» христианство.

Мимикрия бывает такой удачной, что многие специфические, чисто эзотерические запреты и ограничения, начинают восприниматься как собственно христианские, уже самими нашими прихожанами. Не умеющими отличать проповедь оккультизма и проповедь христианскую. Вот здесь и могут возникать сомнения, можно ли христианину есть конину.

Повторяю, для христианина, запретов на употребление в пищу мяса лошади не существует. О случае поста мы уже поговорили выше.

Не секрет, что мясо кролика богато витаминами и микроэлементами, которые необходимы для нашего здоровья. Оно даже во многих отношениях лучше свинины, говядины и других видов мяса.

Крольчатина, кстати, считается диетическим мясом, так как в ней содержится минимальное количество холестерина.

Но тем не менее, историками заверен факт, что в Древней Руси строго запрещалось убивать кролика для пищи.

Все дело в религиозных соображениях. Мясо кролика и зайца считалось нечистым. Вплоть до 1650-х годов русские не имели права кушать крольчатину.

И только после того, как богослужение на Руси унифицировалось по греческому канону, церковь позволила принимать в пищу крольчатину и зайчатину.

Однако интересный факт: современные старообрядцы, которые живут на территории не только России, но и Польши, Литвы и других стран, до сих пор строго придерживаются запрета на мясо кролика.

Причиной запрета было то, что старинные церковные каноны приравнивали крольчатину и зайчатину к мясу кошек и собак. Помимо этого, запрет на это мясо присутствует также и в Старом Завете.

В 11-ой главе книги Левита есть строка, где написано, что нельзя кушать «зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас».

По этой логике также запрещено было поедать мясо верблюда, свиньи, и других животных.

Почему запрет распространяет конкретно на «нераздвоеннокопытных жвачных животных», в Библии точного пояснения нет. Многие считают, что подобного рода запреты на еду являются своеобразным испытанием веры. Кстати, мясо кроликов под запретом также и иудеев. Они также, как и старообрядцы, считают кролика зайца грязными животными.

20.09.2019

103583

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://gosnauka.ru/pochemu-nelzya-est-zaica-pravoslavnym-myasnaya-pishcha-v-hristianstve.html

Все ли можно есть христианину? Часть 2

Почему нельзя есть зайца православным. Мясная пища в христианстве

Библейское учение о пищевых ограничениях.

Продолжаем наш разговор о библейских пищевых повелениях и запретах. Переходя к новозаветным страницам, необходимо сразу задать важный вопрос: соблюдали ли первые христиане закон Моисея и все связанные с ним предписания о пище? Отвечаем: соблюдали. Процесс выхода христианства из среды иудейской обрядовости был довольно долгим.

Вначале Церкви нужно было осмыслить хотя бы то, что христианам, пришедшим из язычества, ветхозаветный закон не нужен. Это отражено в решениях Апостольского Иерусалимского собора. Крестившимся язычникам было предписано лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).

Как видим, идоложертвенное, кровь, удавленина все же остаются под запретом. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.

Итак, уже в первые десятилетия своей жизни Церковь свидетельствует о ненужности для христианина из язычников Моисеева закона (за исключением означенных выше пунктов). Хотя иерусалимская еврейская община закон все еще соблюдала, совмещая его с верой во Христа, и так было вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году. Вскоре после этой трагедии иудеохристианство уходит из Церкви навсегда.

Но нас сейчас интересует не это. Несомненно, самым ярким проповедником необязательности и даже опасности закона для язычников был апостол Павел. Как первопроходец в этой области, он понес много скорбей за свои взгляды. Для дальнейшего понимания церковного отношения к различению пищи нам необходимо углубиться в учение апостола по этому вопросу.

Если двигаться по Новому Завету согласно церковной последовательности апостольских посланий, впервые темы ядения или неядения по религиозным мотивам встречаются в Послании к римлянам, в 14-й главе. К этому материалу мы и обратимся. Контекст поднятой темы был следующий.

Дело в том, что среди римских христиан существовали различные взгляды по поводу того, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые считали нужным воздерживаться от того и другого, освящая некоторые дни постом. Иные признавали бесполезными подобные ограничения христианской свободы.

Ко всему прочему добавлялось и то, что на рынке преимущественно продавали идоложертвенные продукты (посвященные тем или иным языческим богам), и перед христианами неминуемо вставал вопрос, как к ним относиться. Смело есть, не задумываясь ни о чем? Так многие и делали. Не вкушать и гнушаться как чем-то нечистым? Некоторые именно так и поступали.

Данная ситуация породила множество споров и недоумений, на которые и пытается ответить апостол Павел.

Прежде всего он выясняет, что «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).

Мысль Павла вполне созвучна словам Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).

Христианское понимание осквернения касается духовной жизни человека; в первую очередь тайных мыслей и желаний, а затем уже слов и поступков. Они оскверняют человека, а не пища и питие.

Как хорошо бы помнить это нам, впадающим иногда в ревность не по разуму! Как часто мы проявляем чудеса сообразительности: только бы не съесть чего-то «неуставного», но при этом спокойно можем носить в себе злобу и недоброжелательность, вовсе не чувствуя никакого осквернения – а ведь именно в таком состоянии наша душа глубоко осквернена! Насколько нам легче заниматься формой, а не содержанием, и как часто происходят наши невидимые падения именно из-за болезненной привязанности ко всему внешнему! Внешнее тоже необходимо, но как трудно порой преодолеть соблазн сделать внешность целью духовной жизни…

Итак, Павел, выяснив, что «нет ничего в себе самом нечистого», отмечает важную вещь: перебирающих пищей он называет «немощными», но просит не мешать им, ибо они решились не есть те или иные продукты по своему внутреннему убеждению и действуют ради Господа.

Решение принято «по вере», и это для апостола важно: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим.14:6; 22–23).

Павел вообще не считает вопрос пищи очень-то важным в христианстве, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Следовательно, по причине поста или вкушения ни в коем случае нельзя ссориться.

«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3), – увещевает апостол. И, конечно же, не стоит соблазнять брата принципиальным вкушением или невкушением: «Ради пищи не разрушай дела Божия.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20).

Таковы главные тезисы учения Павла о религиозном значении еды в Послании к римлянам. Гораздо более широкие рассуждения на интересующую нас тему мы находим в Первом Послании к коринфянам.

Здесь Павел уже больше локализирует свое внимание именно на идоложертвенной пище. Поначалу звучат уже знакомые нам мысли о второстепенном значении пищи в христианской жизни, а также о том, что едой не должно никого соблазнять и огорчать: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9).

Говоря же об идоложертвенном, Павел вообще отрицает какое-либо воздействие на христианина идоложертвенной пищи, так как сам идол есть попросту ложный символ несуществующей реальности: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Казалось бы, все ясно. Есть Единый Бог, которому покланяются христиане, а все остальное – иллюзия и обман. И вдруг среди привычных нам тезисов появляется другая, совершенно новая мысль.

Апостол признает, что хоть «идол в мире ничто», но за несуществующей реальностью языческих богов скрываются бесы, и вкушение идоложертвенного означает общение с бесами.

Прочитаем цитату из 10-й главы Послания:

«Возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:14–21).

Вот какой неожиданный поворот! Таков Павел – он всегда непредсказуем. Его мысль течет, как полноводная река, и часто готовит нам или бурные водопады, или прозрачную отмель, или вдруг необычайную глубину, или извилистые повороты. Ситуация с идоложертвенным усложняется.

Да, изображаемая идолом реальность не существует, но за идолом скрывается падший ангел, который все же присутствует. «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95:5). И вкушать идоложертвенное осознанно – значит вступать во взаимодействие со злым духом.

Итак, есть ли опасность осквернения? Ответ неминуемо получается двойственный.

Вкушение идоложертвенного без веры в языческого бога, но при наличии твердой веры во Христа никакого осквернения не произведет, ведь осквернение в христианстве – понятие внутреннего характера; но при этом будет наблюдаться косвенное участие в языческом богослужении, а это нежелательно.

Апостол еще кое-что уточняет: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.

Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 25–31).

Как мы видим, Павел, самый великий миссионер в истории христианства, облекает тему вкушения идоложертвенного в миссионерские одежды. Забавно поясняет данную ситуацию о. Андрей Кураев. Допустим, мы пришли в гости – рассуждает о. Андрей.

Хозяйка угощает, стол прекрасно накрыт. И вдруг хозяйка говорит: «А вот попробуйте вкуснейшие кришнаитские пирожки, мне сегодня дали на улице. Такие хорошие ребята эти кришнаиты…» Что делать? Ведь кришнаитский прасад – это и есть идоложертвенная еда.

В таком случае, считает Кураев, мы должны ради этой женщины отказать. Нельзя, чтоб она думала, что вкушать идоложертвенное – это хорошо. Однако ночью (допустим, мы остались ночевать) мы можем прокрасться на кухню и со спокойной совестью съесть все пирожки.

И даже, может быть, не перекрестившись – ибо «идол в мире ничто».

Вывод: я не боюсь осквернения от пищи, так как Христос сильнее бесов, но если мой ближний не имеет такого знания, которое есть у меня, я не имею права искушать его своей смелостью. Вдумаемся. Снова повторим. Идол есть ничто, и его нельзя бояться.

Вся пища создана Богом для человека, поэтому кушать можно все, продаваемое на рынке, не сомневаясь. Однако мы можем рассуждать относительно вкушения или невкушения в зависимости от воздействия наших поступков на других людей (миссионерский фактор). Сами же должны иметь крепкую веру и ничего не бояться.

Но опять же оговорка: за идолом может скрываться бес, поэтому все же лучше не иметь дело с пищей, принесенной идолу.

Парадоксально? Да. Однако здравая мысль тут есть, и ее можно понять. «Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено.

Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая – ставит человека под влияние демонов, – от которых произошло и самое идолослужение, – а этого и не хочет допустить апостол Павел» (1).

Потому и на Апостольском соборе был принят запрет на идоложертвенное, и впоследствии Церковь подтвердила это в правилах Вселенских Соборов. Также надо понимать, что есть момент дисциплины. В некоторых вопросах должна быть одна дисциплина для всех – и для сильных, и для слабых. Объяснять каждому в отдельности тонкости учения Павла было бы трудно.

Необходимо учитывать сложность отношений в первой Церкви иудео-христиан и языко-христиан. Языко-христианин, узнав, что идол ничто, мог спокойно есть идоложертвенное, как он это и всегда делал, только уже зная, что это приношение ложным богам и никак ему не навредит.

Для иудео-христианина, воспитанного в рамках пищевых запретов закона, эта картина выглядела бы ужасной до обморока. То же касается и вкушения крови. Поэтому последовал жесткий запрет, одинаковый для всех, во избежание всяких соблазнов и неясностей. Хотя мы увидели, что учение Павла о идоложертвенном совсем не однозначно.

В принципе,  христианин свободен в выборе пищи, но при этом есть общая церковная дисциплина, а также фактор ближнего.

Итак, прямо запрещены в пищу для христианина лишь три вида пищи: идоложертвенное (принесенное в жертву языческому богу), кровь в любом виде и удавленина (опять же по причине крови). Что касается идоложертвенного, то мы не должны специально узнавать, не является ли таковой наша пища, но раз уж осведомлены, тогда лучше не есть.

Она не осквернит нас, если мы имеем веру, ибо осквернение в христианстве есть дело внутреннего произволения. Подтвердим эту мысль несколькими святоотеческими цитатами.«Апостол не дозволяет им даже сомневаться, то есть исследовать и разведывать, идоложертвенное это или нет, а заповедывает просто есть все находящееся на торжище, не расспрашивая, что такое предлагаемое.

Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего» (свт. Иоанн Златоуст) (2).«Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно» (свт. Иоанн Златоуст) (3).

«Идол – ничтоже есть и не может иметь никакого влияния на свойство пищи, не делает нечестивым ядущего, ибо нечестие в признании идола чем либо» (свт. Феофан Затворник) (4).

Запомним еще, что ветхозаветные пищевые запреты (как и прочие законные обрядовые установления) для нас неактуальны. Церковь перестала соблюдать их уже в I веке. Нам может быть интересно лишь прообразовательное значение этих запретов, о чем нужно говорить отдельно. И, конечно же, непреходящее значение имеют нравственные установления закона, углубленные и одухотворенные Христом (см. Мф. 5).

Источник: https://pravlife.org/ru/content/vse-li-mozhno-est-hristianinu-chast-2

МедНаука
Добавить комментарий