Примеры распространенных предложений в русском языке. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Типы простых предложений по структуре. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные. урок. Русский язык 8 Класс

Примеры распространенных предложений в русском языке. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

На этом уроке мы поговорим о том, какие бывают предложения и как их можно классифицировать.

Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).

Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы (Источник)

Примеры двусоставных предложений:

Взорвалась петарда.

Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.

Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.

Примеры односоставных предложений:

Лето.

Каникулы.

Хочу на море.

Скоро отдохнём.

Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).

Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов (Источник)

В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.

Примеры нераспространённых предложений:

Стемнело.

Подул ветер.

Показалось привидение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.

Примеры распространённых предложений:

Внезапно стемнело.

Подул жуткий пронизывающий ветер.

Из-за портьеры показалось привидение.

Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.

Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.

Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.

Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.

Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).

Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов (Источник)

Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:

Я не боюсь привидений.

Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:

Я не боюсь привидений.

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного (Источник)

Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:

– Вы видели привидение?

– Да.

– Какое оно было?

– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)

Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:

Ты справился?

Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».

Рис. 5. Типы простого предложения (Источник)

Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член.

А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е.

если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.

Список литературы

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. – 2011.

3. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт urokirusskogo.ru (Источник)

2. Интернет-сайт doc4web.ru (Источник)

3. Интернет-сайт repetitor.biniko.com (Источник)

Домашнее задание

1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.

А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.

Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота.

Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу.

Оттуда вылезла и на другой день.

В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/prostoe-predlozhenie/tipy-prostyh-predlozheniy-po-strukture-rasprostranennye-i-nerasprostranennye-polnye-i-nepolnye

Нераспространенные предложения – ЕГЭтека

Примеры распространенных предложений в русском языке. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Нераспространенное предложение – предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение – предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

ПредложениеПример
НераспространенноеПтицы поют.
Ручей звенит.
РаспространенноеЛось легко  бегает по болотам.
Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое.  Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее.  Блеснула молния.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое.   Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое.  Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.  Аистята испугались и спрятались.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее.  Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее.  Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее.  Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему – КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ http://www.egeteka.ru/primary/intensive/Russianlanguage/2197/

Примеры простых распространённых предложений со словом  – ОСЕНЬ http://www.egeteka.ru/primary/intensive/Russianlanguage/2199/

Примеры простых распространённых предложений со словом  – ВЕТЕР http://www.egeteka.ru/primary/intensive/Russianlanguage/2200/

Как сделать нераспространённое  предложение – ЗЕМЛЯ БОГАТА – распространённым http://www.egeteka.ru/primary/intensive/Russianlanguage/

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Голоса не смолкают. Голоса смолкли. Голоса умолкают. Гроза прошла.

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Ж

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки.Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса. Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подходит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит.Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания.

Тесты по теме «Предложения»

Источник: http://www.egeteka.ru/primary/intensive/Russianlanguage/786/

Распространенное и нераспространенное предложение

Примеры распространенных предложений в русском языке. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Распространенное и нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние отли­ча­ют­ся по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов. Узнаем, что такое рас­про­стра­нен­ное и нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке и при­ве­дем при­ме­ры.

В син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет­ся его вид:

  • по инто­на­ции (повест­во­ва­тель­ное, вопро­си­тель­ное, побу­ди­тель­ное);
  • по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке (вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное);
  • по нали­чию глав­ных чле­нов (одно­со­став­ное или дву­со­став­ное);
  • по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Важной син­так­си­че­ской харак­те­ри­сти­кой пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния. В свя­зи с этим в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния.

Нераспространенное предложение

В про­стом пред­ло­же­нии могут быть толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния.

Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)

В этом пред­ло­же­нии глав­ный член пред­ло­же­ния под­ле­жа­щее «Енисей» пояс­ня­ет дру­гой глав­ный член — ска­зу­е­мое «всё шумел и шумел» (всё — части­ца).

Это пред­ло­же­ние состо­ит толь­ко из грам­ма­ти­че­ской осно­вы, и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. В нем нет дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, отно­ся­щих­ся к под­ле­жа­ще­му или ска­зу­е­мо­му.

Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Дело было так. Тщательно и ста­ра­тель­но шел Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр… (Г. Траепольский).

Это ста­ло тра­ди­ци­ей (К. Паустовский).

Светились цве­ты. Светились недол­го (Н. Сладков).

Вечер был тёп­лый и тихий (Н. Сладков).

Ученик был нетер­пе­лив. Пять минут — неве­лик срок (М. Алексеев).

Разгорался рас­свет. Синева на восто­ке сме­ни­лась баг­ро­вой мглой, похо­жей на дым пожа­ра (К. Паустовский).

Утро было яркое, сол­неч­ное, но про­хлад­ное (Г. Скребицкий).

Распространенное предложение

Если в соста­ве пред­ло­же­ния име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назо­вем рас­про­стра­нен­ным.

С утра пошел снег (Т. Тэсс).

Пошёл когда? — с утра (обсто­я­тель­ство).

Мы затап­ли­ва­ли  (что?) печи (К. Паустовский).

В тихий день раз­ли­та меж­ду дере­вья­ми жёл­тая музы­ка (В. Песков).

Второстепенные чле­ны отно­сят­ся или к под­ле­жа­ще­му, или к ска­зу­е­мо­му, а так­же к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам.

К вто­ро­сте­пен­ным чле­нам при­над­ле­жат

  • опре­де­ле­ние;
  • допол­не­ние;
  • обсто­я­тель­ство.

Определение — второстепенный член предложения

Теплый вете­рок заби­ра­ет­ся за про­стор­ный ворот мое­го мат­рос­ско­го костю­ма и щеко­чет тело (А. Новиков-Прибой).

В соста­ве пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ем согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение — второстепенный член предложения

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Я вспо­ми­наю (что?) леса, озё­ра, пар­ки и небо (К. Паустовский).

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

  • пишу что? рас­сказ.
  • выпил (чего?) мор­са.

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

  • гор­жусь (чем?) Родиной;
  • вспо­ми­наю (о чём?) о море.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Обстоятельство, как и допол­не­ние,  в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Сумерки (где?) в лесу насту­па­ют (как?) неожи­дан­но (когда?) рано (В. Арсеньев).

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Я (когда?) и рань­ше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное звез­да­ми (В. Катаев).

У самой воды боль­ши­ми охап­ка­ми выгля­ды­ва­ли из заро­с­лей мяты невин­ные голу­бые неза­буд­ки (К. Паустовский).

Глубокая лес­ная кана­ва до самых кра­ёв была напол­не­на быст­ро бегу­щей мут­ной водой (И. Соколов-Микитов).

Обладая памя­тью необык­но­вен­ной, Пушкин уже на один­на­дца­том году был хоро­шо зна­ком с фран­цуз­ской лите­ра­ту­рой (А. Гессен).

Я стал с насла­жде­ни­ем есть сто­ло­вой лож­кой пре­вос­ход­ную про­хлад­ную еду (В. Катаев).

Кое-где сквозь чащу дере­вьев мель­ка­ли сереб­ря­ные нити лес­ных ручей­ков (А. Куприн).

Еле воло­ча от уста­ло­сти ноги и отби­ва­ясь от несмет­но­го коли­че­ства кома­ров, я под­нял­ся на воз­вы­шен­ность и огля­дел­ся (Г. Скребицкий).

урок: Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/rasprostranennoe-nerasprostranennoe.html

Как понять нераспространенное предложение. Примеры распространенных предложений в русском языке

Примеры распространенных предложений в русском языке. Что такое нераспространенное предложение? Примеры

Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены. Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство.

Прочитайте предложения.

Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.

Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()

Домашнее задание.

Задание №1

Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.

Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….

Задание №2

В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.

Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.

– Ты что-то задумал и не говоришь мне…

Но он не ответил.

– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю…

И он умолк. Потом прибавил:

– Я упал совсем близко отсюда…

И покраснел.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения

Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.

Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.

Давайте сравним два текста.

Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.

Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.

На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.

Чем они отличаются?

Предложения первого текста состоят только из главных членов – подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.

§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы

Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.

Рассмотрим пример.

Распространить его можно по-разному:

Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.

§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение

Чтобы определить, какое предложение перед нами – распространённое или нераспространённое,

rнужно найти в нём грамматическую основу

rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.

Казалось бы, подлежащее и сказуемое – это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:

И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:

Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.

§ 4 Краткие итоги урока

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. – М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·Что такое нераспространённые предложения?

·Что такое распространённые предложения?

·Как распространить предложение?

Каждое предложение чем-то напоминаеткартину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.

И мы можем нарисовать что угодно всегонесколькими чертами.

Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самоеосновное. Нарисовали контур.

Мы сделали это с помощью подлежащего исказуемого. То есть, грамматической основы предложения.

Ведь мы помним, что грамматическаяоснова предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.

Подлежащее обозначает то, о чемговорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать опредмете или явлении. То есть, о подлежащем.

Но нам бывает недостаточно толькоодной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.

Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудьдеталей.

Когда мы хотим добавить деталей, сделатьпредложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.

Значит, в предложении может бытьтолько грамматическая основа.

Я читаю.

Я – подлежащее, читаю – сказуемое.

Всё предложение состоит только изподлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

Но в предложении, кроме грамматическойосновы, могут быть и второстепенные члены.

Добавим один второстепенный член впредложение.

Я читаю книгу.

Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым.Такие предложения называются распространёнными.

Итак, предложения, в которых естьтолько главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых,кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.

А почему они называются распространёнными?

Это от слова «распространить». Одно иззначений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство,увеличиваться в размерах.

Уже знакомое нам предложение Ячитаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало многопространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить егосмысл?


Сегодня с утра я читаю интереснуюкнигу о пиратах.

Наше предложение стало распространённым.

Но на самом деле, чтобы сделатьпредложение распространённым, не нужно так уж стараться.

Ведь чтобы предложение стало распространённым,нужен хотя бы один второстепенный член.

Да-да, нам хватит одного слова!

Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённоепредложение.

Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенныйчлен. Теперь предложение стало распространённым.

Красота! Предложение нераспространённое. Внем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мыможем сделать предложение распространённым.

Какая красота!

Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно,предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.

Пойдём в парк!

Предложение стало распространённым.

Но будьте очень внимательны! Помните,что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.

Артур не пришёл. Не – это не самостоятельноеслово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.

Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложенияне является.

Глагол – часть речи. А здесь сказуемым являетсясловосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. Отаких случаях нужно помнить.

И, конечно, не следует забывать ободнородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.

Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородныхподлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое.Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.

Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородныхсказуемых. Но оно все равно нераспространённое.

Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородныхподлежащих. Но оно нераспространённое.

А зачем нам вообще распространятьпредложения?

Дело в том, что мы не можем обходитьсятолько нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будетпохожа наша речь!

Например, вас спрашивают: «Как прошёлтвой день?»

А вы отчитываетесь следующим образом:«Я встал. Позавтракал.

Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали ипосмотрели. День прошёл».

Это же какой-то скелет высказывания!Ничего хорошего такая речь не принесёт.

Именнораспространённые предложенияделают нашу речь богатой, насыщенной.

Добавим немного информации в видевторостепенных членов.

Сегодня я встал поздно. Торопливопозавтракал овсяной кашей с вареньем.

Потом за мной зашёл друг. Он рассказало новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр городаи посмотрели на выставку.

День прошёл довольно интересно.

Другое дело. Теперь перед нами полнаякартина.

И все благодаря распространённымпредложениям.

Вообще, считается, что предложениеможно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого«Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.

Внезапно громко и ликующе прозвенелдолгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.

Поэтому не удивляйтесь, если во времявашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространённымипредложениями.

Итак, что мы должны запомнить сегодня?

Предложения, в которых есть толькоглавные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кромеглавных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы одинвторостепенный член.

Распространённое предложение -простое предложение (см.), в состав к-рого (в отличие от нераспространённого предложения; см.) входят второстепенные члены, поясняющие и уточняющие подлежащее, сказуемое или предложение в целом.

Расширение состава предложения происходит за счёт слов и словосочетаний, выступающих в форме, предопределённой подлежащим или сказуемым, или в форме, закреплённой в языковой системе для выражения определённых компонентов смысла предложения, напр.

: Не пришёл из-за болезни; *Снег забивался в ворот штормовок – ледяным обручем стискивал горло* (Семёнов-Спасский); *Об этом молчать! Морозна старался не вспоминать о поездке в госпиталь* (Фадеев).

В образованном на основе различных видов подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) словосочетании имеют место определительные, объектные или субъектные отношения, напр.: не вспоминать о поездке – управление, отношения объектные; поездка в госпиталь – слабое управление, отношения определительные.

Синтаксическая позиция словоформ, распространяющих всё предложение в целом,- в начале или реже в конце предложения. В одном предложении может быть несколько таких распространителей (детерминантов, см.), характеризующих предложение с различных сторон, имеющих субъектное, объектное или обстоятельственное значение, напр.

: «У неё глаза морского цвета, У неё неверная душа* (Бальмонт); *На лице твоём, ласково-зыбкий. Белый луч притворился улыбкой…* (Анненский); *С катком и родителям стало гораздо спокойнее* (Носов).Внутренний состав предложения может распространяться именем, чаше местоимением, в форме дат. п., к-рое указывает на направленность действия, напр.: *Пуля прошла ему сквозь самое сердце* (Тургенев). В этой роли может выступать инфинитив, напр.: Дай бумагу написать письмо; деепричастие: Уходя, уходи.

Распространённым является предложение, если оно содержит открытые или закрытые ряды уточняющих определений, дополнений или обстоятельств, объединённых союзной или бессоюзной связью, напр.: Предложение распространяется также путём присоединения уточняющих групп словоформ, находящихся с предложением или отдельным словом в полупредикативной связи.

Эти обособленные смысловые группы выделяются интонационно, на письме – запятыми или тире, напр.: Бросавший её [сеть], к полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею только кувшин…

* (Булгаков); *Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчёсывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы* (Булгаков).Распространённым предложение делает введение синтаксически независимых словоформ – обращений, вставных конструкций, напр.

: *Ты мне мила, пора заката* (Плещеев); *К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И. Добровсйн* (Пастернак).

Термины «Р. п.» и «нераспространённое предложение» приняты прежде всего в школьной грамматике.

Источник: https://clcl.ru/kak-ponyat-nerasprostranennoe-predlozhenie-primery-rasprostranennyh-predlozhenii-v-russkom-yazyke/

МедНаука
Добавить комментарий