Проведение пероральной регидратации при обезвоживании. Пероральная регидратация у детей

Этапы регидратационной терапии. Расчет регидратационной терапии

Проведение пероральной регидратации при обезвоживании. Пероральная регидратация у детей

Водно-электролитная терапия, проводимая внутривенно вводимыми полиионными кристаллоидными растворами, как и оральная, осуществляется в два этапа: I — восстановление потерь жидкости и солей, отмечавшихся до начала инфузионной терапии; II — коррекция продолжающихся водно-электролитных потерь.

Приступая к I этапу регидратационной терапии, прежде всего следует определить объем жидкости, который целесообразно ввести больному. С этой целью выявляется степень обезвоживания. При I степени обезвоживания потеря жидкости не превышает 3 % массы тела, при II — потеря жидкости составляет 4—6 %, при III — 7—9 %, при IV (декомпенсированное обезвоживание) — ю % и более.

Определив степень обезвоживания по клиническим и лабораторным показателям с помощью таблицы и выяснив массу тела больного (со слов пациента или путем взвешивания в отделении) можно вычислить величину потери жидкости.

Важность правильной оценки степени обезвоживания заключается в том, что она определяет метод и темпы регидратационной терапии — ключевого звена в лечении больных с острыми кишечными инфекциями.

Примеры расчетов: 1) у больного обезвоживание III степени, масса тела — 80 кг. При данной степени обезвоживания потеря жидкости в среднем составляет 8 % массы тела, или 6400 мл.

Это значит, что объем внутривенно вводимых жидкостей на I этапе лечения будет равен 6400 мл; 2) у больного обезвоживание IV степени, масса тела 90 кг. При данной степени обезвоживания потери жидкости составляют не менее 10 % массы тела, или 9 л.

Объем вводимых внутривенно растворов на I этапе лечения срставит 9 л.

В целом при холере и нехолерных острых кишечных инфекциях сходство клинических проявлений обусловлено общими патофизиологическими механизмами — остро развивающимся изотоническим обезвоживанием, дефицитом электролитов, гемоконцентрацией, метаболическим ацидозом, гемодинамической недостаточностью с функциональной перегрузкой правых отделов сердца и легочной гипертензией, тромбогеморрагическим синдромом, гипоксией, недостаточностью внешнего дыхания и функции почек. Такое сходство определяет целесообразность синдромального подхода при проведении регидратационной терапии.

Водно-солевая терапия при холере с обезвоживанием II—IV степени должна обязательно включать I этап регидратации, при котором оптимальная скорость внутривенной инфузии составляет 70—120 мл в минуту, а объем вводимой жидкости определяется дефицитом массы тела в соответствии с указанной степенью обезвоживания.

Водно-солевая терапия при острых кишечных инфекциях нехолерной этиологии должна проводиться при тяжелом течении болезни со скоростью 70—90 мл/мин в объеме 60—120 мл/кг, а при среднетяжелом течении — со скоростью 60—80 мл/мин, в объеме 55—75 мл/кг.

Опыт показывает, что регидратация больных с острыми кишечными инфекциями, проведенная в объеме менее 60 мл/кг и со скоростью менее 50 мл/мин, наряду с более длительным сохранением симптомов обезвоживания и интоксикации не способствует восстановлению возникших изменений и у больных развиваются вторичные нарушения гомеостаза. Указанные нарушения являются фактором повторного прогрессирования обезвоживания, гемодинамических нарушений, микроциркуляторных расстройств, изменений гемостаза, развития осложнений, в том числе острой почечной и коронарной недостаточности, тромбоза мезентериальных сосудов.

Завершение I этапа регидратационной терапии происходит при восстановлении гемодинамики, прекращении рвоты и нормализации диуреза. У значительной части больных возникает необходимость в проведении II этапа регидратации.

Лечение осуществляется с помощью тех же полиионных кристаллоидных растворов с учетом продолжающихся потерь жидкости с испражнениями, рвотными массами и мочой за определенный период (при больших потерях их объем определяют каждые 2 ч, при малых — каждые 4—6 ч).

Скорость введения жидкости на II этапе лечения может колебаться в зависимости от объема продолжающихся потерь и обычно составляет 40—60 мл/мин. Баланс потерь и количество выделяемой жидкости каждые 2 ч фиксируются в истории болезни.

Такой учет потерь жидкости (с рвотой, калом, мочой) и объема вводимых растворов является принципиально важным в лечении больных с острыми кишечными инфекциями, если проводится регидратационная терапия.

Внутривенное введение жидкости прекращается после исчезновения рвоты, отчетливой стабилизации гемодинамики и восстановления выделительной функции почек.

Важным критерием для решения вопроса о прекращении внутривенных инфузий является значительное преобладание количества выделенной мочи над количеством испражнений в течение последних 4 ч.

Общий объем внутривенно вводимой жидкости в тяжелых и затяжных случаях может достигать несколько десятков литров.

Часто после I этапа лечения с помощью внутривенной инфузий II этап осуществляется методом оральной регидратации. При этом принципы лечения и объем вводимой жидкости остаются неизменными.
Безусловно, необходима коррекция метаболического ацидоза, который у части больных бывает декомпенсированным.

Коррекция метаболического ацидоза у большинства больных осуществляется полиионными кристаллоидными растворами. Наиболее эффективны растворы “Трисоль” и “Квартасоль”. Когда же это не удается осуществить коррекция метаболического ацидоза проводится с помощью 4 % раствора натрия гидрокарбоната или раствора трисамина.

При проблемах с просмотром скачайте видео со страницы Здесь

– Также рекомендуем “Трисамин и гемодез. Полиглюкин и реополиглюкин”

Оглавление темы “Инфузионная терапия при инфекционных заболеваниях”:
1. Оральная регидратация при кишечной инфекции. Энтеродез при регидратации
2. Внутривенная регидратационная терапия. Препараты для внутривенной регидратации
3. Этапы регидратационной терапии. Расчет регидратационной терапии
4. Трисамин и гемодез. Полиглюкин и реополиглюкин
5. Регидратационная терапия при ИБС. Объем инфузий при ишемической болезни сердца
6. Регидратация при гипертонической болезни. Объем инфузий при гипертонической болезни
7. Регидратация при сахарном диабете. Объем инфузий при сахарном диабете
8. Нарушения гомеостаза при алкоголизме. Инфузионная терапия при алкоголизме
9. Инфузии в пожилом возрасте. Объемы инфузионной терапии в старости
10. Осложнения инфузионной терапии. Причины осложненной регидратации

Источник: https://meduniver.com/Medical/Microbiology/1452.html

Эффективные средства для пероральной регидратации для детей: список

Проведение пероральной регидратации при обезвоживании. Пероральная регидратация у детей

Если детский организм теряет от 15 до 20 % жидкости от массы тела, в органах и тканях начинаются метаболические изменения. Увеличение показателей до 20-22 % и более чревато летальным исходом.

Чтобы восполнить потери, от обезвоживания применяются средства для пероральной регидратации.

Под самим термином подразумевается как раз восполнение утерянной организмом жидкости посредством обычного питья.

Как правило, такие средства (поставляются обычно в виде порошков), являются лекарством и содержат в своем составе необходимые вещества (натрий, калий, хлор и ряд прочих жизненно важных) в нужном соотношении. Своевременное проведение регидратационной терапии позволяет эффективно проводить лечение ряда детских заболеваний. При этом учитывается степень тяжести обезвоживания.

Степень дегидратации

Существует определенные клинические симптомы, по которым можно судить о стадии обезвоживания организма ребенка. При этом нередко исходный показатель массы тела неизвестен. Всего различают три стадии:

  • Дегидратация I степени (легкая). Появляется на фоне развития острой диареи (90 % случаев). Слизистая рта и глазная конъюнктива имеют достаточный уровень влажности. Стул наблюдается от 3 до 5 раз за день, в редких случаях появляется рвота. Дефицит массы тела (МТ) не более 5 %.
  • Дегидратация II степени (средняя). Вот где без средства для пероральной регидратации просто не обойтись! Для 2 степени характерен учащенный стул (около 10 раз в течение суток) и рвота. Причем наступает за один или два дня после появлении данных симптомов. Слизистые оболочки сухие, пульс отличается неустойчивым характером, кожа теряет свою эластичность, наблюдается умеренная стадия тахикардии и беспокойство. Также можно заметить западение родничка в умеренной форме.
  • Дегидратация III степени (тяжелая). Наступает своего рода гиповолемический шок. Повышенная степень сухости слизистых оболочек ротовой полости и глаз, лицо больше похоже на маску, родничок западает уже сильнее, энофтальм глазных яблок и тахикардия ярко выражены, веки не смыкаются. Также присутствует цианоз с характерным мраморным рисунком на коже, снижение температуры конечностей. Низкие показатели артериального давления, олигурия, метаболический ацидоз, нарушение сознания сопровождается отсутствием реакции на раздражители.

Лечебная процедура проводится в два этапа. На первом низкое содержание жидкости и электролитов восполняется за счет приема средства для пероральной регидратации для детей.

Второй этап – это уже профилактика, при которой, если еще присутствует диарея, прием лекарств продолжается. В тяжелых проявлениях жидкость восполняется внутривенным способом.

Список эффективных средств

Практически в любой аптеке есть немало регидратирующих средств в виде порошков, таблеток или гранул.

И тут явно может возникнуть вопрос: что за лечение таблетками и порошками, если у ребенка обезвоживание?! Стоит учитывать, что с потерей жидкости детский организм испытывает нехватку солей натрия и хлора.

К тому же в составе подобных лекарственных препаратов присутствуют и другие вспомогательные вещества, которые позволяют стимулировать иммунитет ребенка. Улучшается процесс ферментации, у организма появляются дополнительная энергия, которую он тратит на борьбу с инфекцией.

Необязательно приобретать в аптеке все регидратирующие препараты, достаточно остановить свой выбор на ряде эффективных лекарств. Среди большинства выделим наиболее распространенные средства для пероральной регидратации. Список в этом случае будет выглядеть так:

  • “Регидрон”.
  • “Гидровит”.
  • “Хумана Электролит”.
  • “Гатсролит”.

При этом важно обращать внимание на срок годности!

“Регидрон”

Среди большинства регидратационных медикаментов данный препарат наиболее распространен. Производится компанией Orion Corporation, которая расположена в Финляндии. В аптеки поставляется в виде порошка, в состав который включены:

  • хлорид натрия – 3,5 г;
  • хлорид калия – 2,5 г;
  • цитрат натрия ≈ 3 г;
  • глюкоза – 10 г.

В одной упаковке содержится 20 небольших пакетиков, которые вмещаются в себя примерно 19 грамм белого кристаллообразного порошка. В воде средство растворяется хорошо. Приготовленный раствор сладковат и солоноват одновременно.

Средство пероральной регидратации для детей до года позволяет восстановить кислотно-щелочной баланс, нарушенный в результате утери электролитов. Так бывает в ходе протекания диареи или при частой рвоте.

Поддерживание кислотного равновесия на оптимальном уровне обеспечивается за счет глюкозы. При этом в препарате натрия содержится меньше, чем калия, которого гораздо больше.

По этой причине его рекомендуют большинство специалистов.

Стоит отметить, что препарат имеет ряд противопоказаний. А какие средства пероральной регидратации для детей их не имеют? Его нельзя принимать, если есть проблемы с почками, сахарный диабет, непроходимость кишечника. Также не рекомендуется использовать “Регидрон” при повышенном артериальном давлении, когда пациент находится в бессознательном состоянии.

“Гидровит”

Средство актуально в случае необходимости оказать неотложную регидратационную и дезинтоксикационную помощь.

Также он будет полезен при интоксикации разного проявления генеза, а также для восполнения водно-электролитного комплекса. Прием препарата позволяет скорректировать метаболизм организма.

А благодаря сбалансированному химическому составу исключается риск возникновения ацидозных и электролитных расстройств.

особенность препарата заключается в содержании коллоидного диоксида кремния, который, по сути – мощный сорбент. У регидратационного средства нет противопоказаний касательно возраста больного. То есть применять его можно и грудным детям.

Как это характерно для глюкозо-солевых растворов, у средства для пероральной регидратации для детей с названием “Гидровит” специфический вкус, который не всем детям нравится. Поэтому иногда возникают трудности с его приемом. Для таких случаев есть препарат с клубничным вкусом. Детям-аллергикам необходимо давать растворы, которые не содержат ароматизаторы и добавки.

“Хумана Электролит”

Данное средство имеет банановый или фенхелевый состав. Причем первый вариант рассчитан для детей с рождения, тогда как банановый состав рекомендуется к употреблению только малышам старше 3 лет. Препарат также реализуется в виде порошка, а фасуется в пакетики весом 6,25 грамм. В одной упаковочной коробки вмещается 12 таких пакетиков.

Дозировка составляет 50-100 (150) миллилитров в отношении 1 кг массы тела ребенка. Главное достоинство препарата заключается в его приятных вкусовых качествах. Средства с фенхелем позволяют избавиться от коликов и вздутия. А благодаря банановому пектину в составе, препарат связывает различные токсины и выводит их из организма.

“Гатсролит”

Данный препарат, в отличие от описанных выше, реализуется в виде таблеток, по 30 штук в одной упаковке, но, как и прочие, отпускается без рецепта. Средство для пероральной регидратации предварительно нужно растворить в горячей воде (2 таблетки на 100 мл), после чего полученный раствор остужается до температуры тела.

“Гатсролит” показан грудным детям, то есть с первого дня появления. Причем питье стоит давать дробным способом маленькими порциями. Количество раствора следует рассчитывать исходя из следующего соотношения: на 1 кг массы тела ребенка берется 90-13 миллилитров.

Среди плюсов можно отметить приятный вкус, напоминающий ромашку в силу содержания этого экстракта. Благодаря ему препарат имеет хороший спазмолитический эффект, борется с воспалением, корректирует перистальтику и помогает избежать вздутия кишечника.

Правила приема препаратов

Как правило, у любого лекарства, реализуемого через аптеки, есть подробная инструкция по применению. В случае приобретения средства для пероральной регидратации в виде порошка она указана прямо на упаковке. Стоит внимательно ознакомиться с содержанием указаний и в точности им следовать. При этом особое внимание следует уделить следующим факторам:

  • В какой именно воде разводить препарат, при какой температуре и какое ее количество необходимо.
  • Какое количество приготовленного раствора следует принимать за один раз.
  • Каковы особенности хранения приготовленного раствора.
  • Не менее важно обратить внимание на то, сколько времени отводится на хранение раствора.

Дозировка лекарственных препаратов обычно указывается в количестве миллилитров раствора в отношении 1 кг веса пациента (мл/кг). При этом инструкция содержит сведения касательно случаев сильного обезвоживания (диарея, частая рвота), включая ослабление симптомов.

К примеру, вес ребенка составляет 20 кг, а максимальная дозировка – 10 мл/кг. То есть за один прием он может выпить раствора в количестве 200 мл, не более. Если брать в учет обычный граненый стакан, то наполнять его следует до каемки. Это и будет нужный объем.

Средство домашнего приготовления

Если вдруг по ряду разных причин, необходимого средства достать не удалось, можно приготовить средство пероральной регидратации в домашних условиях. Получится некий аналог “Регидрона”. Для этого потребуются следующие ингредиенты:

  • Вода – 0,5 л (кипяченая).
  • Сахар – 2 столовые ложки.
  • Соль – четверть чайной ложки.
  • Пищевая сода – столько же сколько соли.

Все это нужно смешать в литровой банке. В приготовлении нет ничего сложного, но перед применением лучше проконсультироваться со специалистом касательно данного решения.

Обычно, если соблюдать указанную в инструкции к препаратам дозировку, побочных эффектов быть не должно. Но если после приема лекарства наблюдается необычная реакция, стоит посоветоваться с лечащим врачом, который решить стоит ли продолжать прием средства или лучше найти другой вариант.

К сведению

Поить ребенка регидратациоными растворами следует с осторожностью, вливая в рот по чайной ложке через каждые 10 минут. В некоторых случаев можно давать маленькому пациенту сладкий чай или компот в качестве замены.

При обильной рвоте поить ребенка нужно капельным методом. Однако если даже и чайная ложка средства для пероральной регидратации долго не задерживается в желудке, раствор можно заморозить. Давать маленькие кубики льда нужно очень осторожно.

Обычно такое воздействие холодом подавляет рвотные позывы.

Прием регидратационных препаратов является всего лишь дополнением к основному лечению средствами, которые устраняют причины обезвоживания детского организма.

Источник: https://FB.ru/article/350543/effektivnyie-sredstva-dlya-peroralnoy-regidratatsii-dlya-detey-spisok

Проведение пероральной регидратации детям

Проведение пероральной регидратации при обезвоживании. Пероральная регидратация у детей

№   Алгоритм действия   Исходный балл Полученный балл
Оснащение
1      Мерная емкость (ложка, пипетка, стакан), бумага, ручка ( для фиксации потерь жидкости);  растворы: а) бессолевые-сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма и др.

б) глюкозо-солевые – «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан», «ОРС-200», минеральная вода без газов и др.

2
Выполнение процедуры
2 Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие 1
3 Приготовить растворы, назначенные врачом, согласно инструкции. Обязательные условия: 1. расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач 2.

после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 суток. 3. критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

2
4 Налить в мерную ёмкость необходимое на первые 6 часов количество жидкости и передать маме или ребёнку для выпаивания 1
5 Обучить мать/ребёнка проведению учёта и фиксации потерь жидкости 2
6 Поить грудного ребёнка по 1-2 ч. л. через 5-10 мин.

 или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст. л.  через 5-10 мин.( Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом).

2
7 Чередовать дачу глюкозо-солевых и бессолевых растворов и нежелательно их смешивать 2
8 Проводить учёт и фиксацию: а) выпитой жидкости б) выделенной жидкости (моча, кал, рвотные массы) Через 4-6 часов проверить признаки эксикоза у ребенка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.);  2
9 При отсутствии рвоты постепенно увеличить дозу питья на один приём 1
10 Поддерживающуюрегидратацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула. Примечание. 1. Не следует начинать оральную регидратацию при:
  • Неукротимой рвоте;
  • Общем тяжелом состоянии ребенка и обезвоживании II – III степени;
  • Резком снижении выделения мочи (олигоанурии), что может быть проявлением острой почечной недостаточности;
  • Сахарном диабете.
1
ВСЕГО 16

Критерии оценки

Профессиональные компетенции (ПК) Количество баллов оценка Уровень проявления компетенции

ПК 2.2. ,ПК 2.3.

16 -15 «5»

«Компетенцииосвоены»

14 -13 «4»
13 -12 «3»
Менее 12 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

Одобрен цикловой комиссией специальных дисциплин №1 Председатель ________Е. А. Мухина Цикловой комиссией  специальных дисциплин №2 Председатель ________Т.Э. Макурина   «___»__________2013 г. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _4_ для проведения промежуточной аттестации. Экзамен квалификационный по ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах Специальность: 060102 Акушерское дело, базовая подготовка                   УТВЕРЖДЕН Зам. директора по учебно-методической работе   _______ И.М. Воронич   «___»_________2013 г.

Задание 1.

Профессиональная задача.

На стационарном лечении находится ребенок 9 лет.

Жалобы на частый влажный кашель, общее недомогание, нарушение сна и аппетита, повышение температуры до 38,7º С.

Объективно: кожные покровы бледные, синева под глазами, периоральный цианоз (легкий). ЧДД 54 в минуту, пульс 100 уд./мин., АД 100/60мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезненный, участвует в акте дыхания.

При рентгенологическом обследовании: правосторонняя нижнедолевая пневмония.

Задания:

1. Определите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте проблемы пациента и цели сестринского вмешательства.

3. Составьте план сестринского ухода.

Задание 2.

На приеме в женской консультации пациентка,38 лет, беременность 22 недели,

обнаружено АД 180/100 мм.рт.ст.

Женщину беспокоит сильная головная боль, головокружение, тошнота, рвота. В анамнезе гипертоническая болезнь.

Объективно: пациентка возбуждена, отмечается дрожь, кожные покровы влажные.

Тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС 118 ударов/мин, АД 180/110 мм.рт.ст.

Задания:

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техника в/м введения 2 мл 2 % раствора дибазола».

Задание 3.

Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Определение группы крови с помощью Цоликлонов».

ЭТАЛОН ОТВЕТА НА БИЛЕТ № 4

Задание 1.

Профессиональная задача.

Исходный балл Полученный балл
1 У пациентки нарушеныпотребности:
– в питании и питье – в поддержании нормальной температуры тела – в безопасности – во сне – в общении – в движении 2
2 Проблемы
Настоящие – влажный кашель, – нарушения сна и аппетита, – лихорадка – тахипноэ 2
Потенциальные -риск возникновения удушья, дыхательной недостаточности 2
3 Цели сестринского вмешательства
Краткосрочная: -пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели, исчезнетпериоральный цианоз. 1
Долгосрочная: -кашля к моменту выписки нет, нормализуются сон и аппетит. 1
4 План сестринского ухода
Информировать родителей (родственников) о заболевании. 2
 Получить информированное согласие на проведение манипуляций. 2
В острый период организовать постельный режим с последующим его расширением. 1
Обеспечить доступ свежего воздуха. 1
Обеспечить приём обильного щелочного питья. 1
Обеспечить проведение простейших физиопроцедур по назначению врача. 1
Обучить пациента дисциплине кашля, обеспечить индивидуальной плевательницей. 1
Провести пациенту назначенный дренаж по 10 минут 3 раза в день (время зависит от возраста ребёнка). 1
Следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек носоглотки, глаз. 1
Проводить мониторинг жизненно важных функций: термометрия, АД, пульс, частота дыхательных движений. 1
Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запоров. 1
Обеспечить приём лекарственных средств по назначению врача. 1
Проводить визуальный осмотр мокроты ежедневно. 1
Проводить влажную уборку палаты (минимум 2 раза в день). 1
ВСЕГО 24

Критерии оценки

Профессиональные компетенции (ПК) Количество баллов оценка Уровень проявления компетенции

ПК 2.2., ПК 2.3

24 -22 «5»

«Компетенции освоены»

21 -19 «4»
18 -17 «3»
Менее 17 баллов «2» «Компетенции не освоены»

Задание 2.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_86843_provedenie-peroralnoy-regidratatsii-detyam.html

МедНаука
Добавить комментарий