Психотерапия: виды и методы. Что такое детская психотерапия? Виды психотерапии для детей

Детская психотерапия – это… что такое детская психотерапия?

Психотерапия: виды и методы. Что такое детская психотерапия? Виды психотерапии для детей

        Собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение.        Д. п.

обычно начинается с установления доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком, а в случае необходимости — с устранения острой симптоматики. Затем психотерапевт осуществляет психотерапевтически-ориентированную диагностику расстройств, постановку терапевтических целей, достижение их и контроль за эффективностью (Schmidtchen St., 1978).

Заключительным этапом Д. п. является закрепление полученного терапевтического эффекта и профилактика возможных рецидивов.        По мнению ряда авторов, Д. п. берет свое начало с 1909 г., когда Фрейд (Freud S.) опубликовал свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика».

Это первая работа, в которой описанные психологические трудности ребенка и его заболевание объясняются эмоциональными причинами. Однако попытка непосредственного перенесения психоанализа взрослых в Д. п.

была подвергнута критике, в частности в связи с тем, что ребенок, в отличие от взрослых, не может полноценно описывать словами свое состояние и не способен понять связь своего настоящего состояния с биографическим опытом. Методы и подходы Д. п. совершенствовались параллельно аналогичным разработкам для взрослых, однако практически с самого начала зарождения Д. п.

имела свою специфику.        Уже с 1919 г. Кляйн (Klein M., 1955) стала использовать игровые приемы как средство анализа при работе с детьми. Она считала, что детская игра так же обусловлена скрытыми и бессознательными мотивациями, как и поведение взрослых.

        В 1930-е гг. Леви (Levy D.

, 1938) были предложены методы, направленные на отреагирование, — структурированная игровая психотерапия для детей, переживающих какое-либо психотравмирующее событие. Он полагал, что в игровой ситуации возможно отреагирование агрессивных тенденций в поведении.

Одновременно развивалось еще одно направление игровой детской психотерапии — терапия построения отношений (Taft D., 1933; Allen F., 1934). Философской и методологической основой этого направления стали работы Ранка (Rank О.

, 1936), который перенес акцент с исследования жизни ребенка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребенком и психотерапевтом. На принципах клиент-центрированной психотерапии была разработана недирективная игровая психотерапия (AxlineW., 1947). Цель этой психотерапии состоит в самопознании и развитии самоуправления ребенка. В общении с психотерапевтом ребенок получает возможность играть так, как ему хочется, или вообще ничего не делать. Психотерапевт при этом не управляет и не направляет ребенка, а лишь способствует более полному раскрытию его в различных проявлениях на момент встречи.

        С середины 1950-х гг. начал функционировать Институт детского психоанализа А. Фрейд (Freud А.). Ее подход к психоанализу детей еще в большей мере, чем у Кляйн, и теоретически и методологически отличался от психоанализа взрослых, поскольку наряду с игровыми методами предполагалась и воспитательная работа — активное вмешательство психотерапевта во взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Такое совмещение двух зачастую противоречивых ролей возможно лишь при высоком авторитете психоаналитика у ребенка.        Сказанным выше, конечно, не исчерпывается все многообразие психотерапевтических подходов в Д. п., существующих в настоящее время. В частности, выделяются 2 принципиальные ориентации в Д. п. — работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом). Обе ориентации могут реализовываться на различных уровнях: мотивационно-эмоционально-аффективном, логико-познавательном, поведенческом, психофизиологическом. Предполагается, что разные психотерапевтические направления могут включать методы различной ориентации и уровня воздействия. Например, детский психоанализ при таком рассмотрении включает ориентацию и на ребенка (игровые методики и др.), и на среду (работа с родителями в виде различных форм семейной психотерапии).

        Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать 6 вариантов этиопатогенетических факторов: 1) ситуативные проблемы; 2) проблемы в семейной системе; 3) когнитивные и поведенческие проблемы; 4) эмоциональные нарушения; 5) нарушения развития и личностные расстройства; 6) биологические отклонения. Одного фактора недостаточно для полного понимания проблем ребенка, и лишь их сочетание в различных пропорциях ведет к построению удовлетворительной рабочей гипотезы.

        В нашей стране проблемы Д. п. активно разрабатывались рядом авторов так называемой ленинградской школы, в первую очередь А. И. Захаровым, В. И. Гарбузовым, Э. Г. Эйдемиллером и М. И. Буяновым, А. С. Спиваковской, Ю. С. Шевченко и др. Методологической основой Д. п. является комплексное использование различных психотерапевтических подходов в рамках основных форм психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой) с учетом специфики и этапов онтогенетического развития. Использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных (семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития ребенка (выделяются 5 этапов: 1) период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений — 2,5-4 года; 2) период застенчивости — 4-7 лет; 3) период адаптации в массовой школе — 7-8 лет; 4) период адаптации личности в коллективе — 9-11 лет; 5) подростковый период — 11-20 лет), а также возрастным уровнем преимущественного нервно-психического реагирования (выделяют 4 уровня: 1) соматовегетативный — 0-3 года; 2) психомоторный — 4-7 лет; 3) аффективный — 5-10 лет; 4) эмоционально-идеаторный — 11-17 лет). Практически всеми указанными выше авторами отмечается, что незрелость личности ребенка, своеобразие психогенных факторов, ведущих к невротическому реагированию, такие особенности детской психики, как раздражительность, впечатлительность, склонность к фантазированию, аффективность, внушаемость и др., делают невозможным механический перенос методов психотерапии взрослых в Д. п. Ведущая тенденция в психотерапии детей — переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологически дифференцированы его нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция. Так, например, при синдроме невропатии (который является наименее специфичным) возможности психотерапии ограниченны и заключаются главным образом в психотерапевтической коррекции воспитательных подходов матери. Такая ориентация в психотерапии маленьких детей на работу с системой «мать и дитя» объясняется особой важностью и симбиотическим характером взаимоотношений ребенка с матерью в первые годы жизни (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977).        В периоде самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений выбор психотерапевтического метода обусловлен основными психологическими проблемами ребенка и включает в себя, помимо лечебно-педагогической коррекции неправильного стиля семейного воспитания (чаще в форме различных вариантов семейной психотерапии), методы детской игровой психотерапии, обеспечивающие оптимизацию взаимоотношений со сверстниками (Эйдемиллер Э. Г., 1988).        Психотерапия в периоде застенчивости также строится с учетом проблем ребенка; объем психотерапевтического воздействия расширяется и предполагает включение семейной и индивидуальной, ориентированной на разъяснение психотерапии. На этом этапе большое значение приобретает групповая психотерапия. Ее задача — эмоциональное отреагирование конфликтной ситуации в группе и десенсибилизация угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения и преодоления в игре (Захаров А. И., 1979).        Психотерапия в периоде адаптации в массовой школе в большей степени ориентирована на преодоление коммуникативных трудностей. Наряду с индивидуальной и семейной психотерапией активно используются поведенческие методы (контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, парадоксальная интенция, тренинг самоутверждения). Групповая психотерапия сочетается с семейной.        В подростковом периоде акцент в психотерапии все больше смещается на методы личностно-ориентированной психотерапии — семейную и групповую в их интеракционной и структурной моделях. На этом этапе поведенческие, особенно гипносуггестивные, методы психотерапии становятся все менее значимыми (Гончарская Т. В., 1979).

        Таким образом, современная Д. п. строится на применении различных взаимодополняющих психотерапевтических методов с учетом этапов нервно-психического развития ребенка.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/82/%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

Что такое детская психотерапия?. Статья. Глубинная психология. Самопознание.ру

Психотерапия: виды и методы. Что такое детская психотерапия? Виды психотерапии для детей

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком.

Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком.

Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: “Веди себя хорошо”, “Не зли меня”, “Не обижай сестру”, “Будь смелым”, “Покажи в школе, что ты знаешь”, они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому.

Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача.

Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье.

Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование.

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу.

Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как “неудачник”, т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота.

Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы).

Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе.

Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности.

Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание.

Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность.

Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми.

Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач.

Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы.

Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.

“Мужчина, который любит много женщин, познает женщину. Мужчина, который любит одну женщину, познает любовь”.Дон Жуан — мужчина, имеющий неотразимый шарм и очарование, обладающий способностью магически действовать на женщин. Перед его чарами очень трудно устоять. Однако построить близкие отношения… Читать дальшеПодавляющему большинству нашего общества, представителей некогда прогрессивного человечества с базисом диалектического материализма, очень трудно понять, за что приходится платить в сфере нематериальных услуг, в частности — в психокоррекционной и психотерапевтической практике.Вопрос, конечно же… Читать дальше
“Очень малой степени надежды достаточно для того, чтобы вызвать в жизни любовь. Через два, три дня надежда может исчезнуть, тем не менее, любовь уже родилась”. СтендальПочему некоторые мужчины и женщины отвергают хороших партнёров и постоянно увлекаются плохими? Почему они отталкивают людей, предлагающих… Читать дальшеЧтобы эффективно общаться с другим человеком, нужно уметь всего три вещи:
  1. замечать его эмоции,
  2. понимать их,
  3. уметь их регулировать.

Парадокс в том, что если у вас есть трудности в общении с другими, то… у вас наверняка есть “слепые пятна” в отношении своих собственных эмоций. Если… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_detskaya_psihoterapiya/

Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей

Психотерапия: виды и методы. Что такое детская психотерапия? Виды психотерапии для детей

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор.

А главное, делают все это в интересной форме без принуждения.

 Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Что такое «игротерапия»? Немного истории

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция.

    Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.

  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом.

Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства.

Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга.

Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя.

Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Песочный
  2. Сказкотерапия
  3. Активный
  4. Пассивный
  5. Куклотерапия
  6. Освобождающий
  7. Структурированный
  8. Терапия отношениями
  9. Шахматный
  10. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя.

В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента.

Для этого имеются различные программы игротерапии.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Песочная игротерапия

Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями.

Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками.

Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Скачать книгу игротерапия общения

Предлагаем  книгу «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Автор Панфилова М.А.»  СКАЧАТЬ  

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/igroterapiya-dlya-detej-metody-vidy-igry-i-uprazhneniya.html

Подходы к детской психотерапии

Психотерапия: виды и методы. Что такое детская психотерапия? Виды психотерапии для детей
Психотерапия нужна не только взрослым. Дети сталкиваются с ментальными и эмоциональным проблемами не реже — только зачастую не могут понять, что с ними происходит. Более того, если не решить проблему в детстве, она может длиться всю жизнь. Работать с детскими травмами и переживаниями во взрослом возрасте намного сложнее и дольше. Многие родители боятся вести ребенка к психологу.

Они расценивают этот поступок как признание собственного бессилия. Это не так: при всей любви к ребенку, родитель — не специалист. А поход к психологу помогает не только справиться с трудностями, но и открыть новые пути развития, помочь ребенку чувствовать себя увереннее. Поэтому психолог — это вклад в счастливое будущее ребенка.

Детская психотерапия возникла на базе психотерапии взрослых. Это — не отдельное направление, а ряд методов в рамках основных подходов психотерапии. Работа, с которой связывают возникновение детской психотерапии — «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунда Фрейда, опубликованная в 1909 г. Фрейд впервые применил психоанализ для лечения детской фобии.

Его опыт показал, что многие детские трудности связаны с эмоциональным состоянием, впечатлениями и переживаниями ребенка. Также Фрейд убедился в том, что причиной неврозов часто становятся детские травмы и нарушение психосексуального развития. В 1920-е годы детский психоанализ начал активно развиваться.

Самые яркие фигуры в его истории — Мелани Кляйн и Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда). Мелани Кляйн начала использовать в работе с детьми игровые подходы. Она считала, что в игре — так же, как в сознательной деятельности взрослых людей — проявляются бессознательные мотивы, скрытые потребности и травмы ребенка.

Анна Фрейд наряду с игровыми техниками применяла активное воспитательное вмешательство. Моральные принципы ребенка только формируются. Поэтому аналитик, по мнению Анны Фрейд, должен занимать позицию «Я-Идеального», чтобы стать примером для ребенка. В 1950-е годы Анна Фрейд открыла Институт детского психоанализа.

Из детского психоанализа в 1940-50-е годы начали развиваться другие подходы к детской психотерапии. Клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-подход, поведенческая и системно-семейная терапия тоже успешно начали применяться в работе с детьми — и применяются до сих пор.

Особенности детской психотерапии

Несмотря на то, что детская психотерапия существует в рамках взрослой, у нее есть важные отличительные особенности. Их необходимо учитывать каждому психологу.

Психологическая незрелость

Личность ребенка находится в процессе становления. Психологу нужно учитывать особенности возрастной стадии, на которой находится ребенок: насколько у него развито внимание, память, эмоциональный интеллект.

Важность отношений терапевта и клиента

Терапевтический альянс важен и для терапии взрослых. Но для детской терапии он играет ключевую роль. Ребенок может не понимать, зачем он проходит терапию, скрывать или не осознавать свои трудности. Он раскроется и пойдет на контакт, только если терапевт сможет установить с ним доверительные отношения.

Зависимость от родителей

Терапию, как правило, инициируют родители, а не ребенок. Запрос родителей может отличаться от того, что действительно необходимо ребенку. Например, родители ставят психологу задачу — «Сделать ребенка более спокойным и послушным».

При этом ребенок может находиться в стрессе — «стать более спокойным» для него означало бы «научиться подавлять свои эмоции». В этом случае психолог предложит работать с родителями тоже, становясь посредником между ними и ребенком.

Между детской и взрослой психотерапией есть существенные различия по форме, но не по существу. Основное различие заключается в следующем: то, что взрослый может рассказывать на уровне ощущений, эмоций и фантазий, ребенок разыгрывает с игрушками, рисует, лепит и изображает в сценках.Специалист обращает особое внимание на творчество ребенка, настраиваясь на его волну и давая маленькому пациенту понимание причин его внутренних конфликтов на его, детском, языке. Лариса Захарова, детский психотерапевт:

Детская терапия в рамках семейного подхода

Распространенная ошибка родителей — позиция «сделайте что-нибудь с моим ребенком» и нежелание участвовать в процессе. Дети неотделимы от семьи. То, что с ними происходит — часть или отражение общей семейной проблемы. На семейной терапии терапевт опрашивает родителей, выясняет образ жизни семьи, особенности отношений между ее членами. Он уделяет внимание тому, в какой момент у ребенка появилась проблема, было ли это связано с изменениями в семье. Также важно понять, как именно родители пытались справиться с этой проблемой — нередко такие попытки лишены структуры и понимания, и приводят к усугублению ситуации. Также многие психологи советуют выбрать именно семейную терапию, потому что она помогает изменить всю семейную систему. Если ребенок пройдет индивидуальную терапию, а потом вернется в среду, где возникла проблема — скорее всего, со временем она вернется.

Работа с родителями ребенка — обязательная и неотъемлемая часть процесса психотерапии. На детской терапии семейные консультации проходят в свободном режиме, по необходимости.

Их цель — сопроводить психотерапию, в которой могут быть не только благоприятные периоды, но и спады, кризисы.

Психотерапевт проясняет изменения, происходящие с ребенком, помогает родителям поддерживать дома индивидуальный процесс.

Лариса Захарова, детский психотерапевт:

Интегративный подход к детской психотерапии

Разные терапевтические школы предлагают разные методики, формат работы, постановку целей и взгляд на личность. Интегративный подход выходит за рамки какой-то определенной школы и пользуется разными инструментами в зависимости от клиента и его запроса. Работа с ребенком в интегративном подходе строится на базе системно-семейной, клиент-центрированной и психодинамической терапии. На системно-семейной терапии семья рассматривается как единый организм. С помощью выяснения границ, «правил» и «мифов» семьи терапевт пытается понять, что именно привело к разладу. Он находит определенный негативный сценарий, по которому движется семья — и помогает преодолеть его.
Клиент-центрированная терапия основана на идее, что каждый человек неповторим и ценен. Учитывая естественное стремление клиента к росту и развитию, терапевт только направляет его и помогает реализовать потенциал.
Психодинамические подходы ищут корни проблем в истории клиента. Терапевт помогает клиенту вспомнить и метафорически «переиграть» травму, которая вызвала внутренний конфликт.

Соединяя эти идеи, интегративный подход выдвигает несколько концепций в работе с ребенком:

Семья — это не только единый организм. Это еще и пространство ценностей, в котором растет и развивается ребенок.

Обстановка, атмосфера и стиль общения в семье зависит от личного вклада каждого участника.

Клиента стоит рассматривать с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего. Прошлое может быть источником конфликтов и неврозов, но их можно преодолеть с помощью поставленных целей и поддержки близких.

Работая с ребенком, интегративный терапевт рассматривает разные аспекты его жизни и личности. Для этого он использует беседу, проективные методики, метафоры, дает семье домашние задания.

Игровая терапия используется для работы с детьми от 2 до 12 лет. В ее основе — идея, что через игру ребенок может метафорически выражать свои чувства, внутренние конфликты, мысли и вытесненные события. Она проходит не в обычном психологическом кабинете, а в игровой комнате. Сеанс игровой терапии длится от 30 до 45 минут. Существует две основные разновидности игровой терапии:

Директивная игровая терапия

Терапевт направляет игру, задавая вид игры, сюжет и персонажей.

Недирективная игровая терапия

Терапевт дает ребенку полную свободу в игре и только наблюдает за ним, параллельно анализируя игру.

Обе разновидности могут использоваться в рамках работы с одним ребенком. Это зависит от хода терапии и конкретной ситуации. Игровую терапию часто рекомендуют для детей, которые имеют особенности речевого развития — или для слишком маленьких клиентов, которые пока не могут осознанно говорить о своем состоянии.

С детьми с речевыми особенностями работать можно и нужно. Не секрет, что мышление и речь взаимосвязаны. Игровая форма работы в сочетании с методом, направленным на обогащение, развитие психоэмоциональной сферы малыша — как раз то, что необходимо для гармоничного взросления.

Лариса Захарова, детский психотерапевт:

Когда нужна детская психотерапия

Иногда сложно определить, является поведение ребенка возрастной нормой, или ему нужна помощь специалиста. В таком случае лучше всего обратить внимание на отдельные симптомы, которые могут указывать на наличие проблемы:

Неконтролируемая агрессия

Трудности в общении, желание постоянно находиться в одиночестве

Нарушение сна, частые кошмары, бессонницы

Нарушение аппетита, резкий набор или сброс веса

Резкое снижение успеваемости

Немотивированный страх или тревожность

Навязчивое следование определенным ритуалам, неадекватная реакция на их нарушение

Жалобы на болезнь или недомогание, которую не подтверждают врачи.

Не обязательно ждать серьезных нарушений поведения. Возможно, если скорректировать некоторые симптомы в детстве, они не приведут к более тяжелым расстройствам в будущем. Опыт терапии в любом случае внесет позитивный вклад в развитие ребенка.

Ученые провели мета-анализ всех исследований эффективности детской терапии в период с 1974 по 1997 год. Клиентами были дети и подростки от 4 до 18 лет. Оно показало, что состояние детей после терапии значительно улучшалось практически в каждом случае.

Я давно работаю с детьми в разных направлениях, однако последние почти десять лет предпочитаю психоаналитическую работу с детьми и семьями. Такая работа затрагивает сферу истинных желаний, влечений и более глубоко помогает раскрыть роль самых важных для малыша людей — родителей. Однажды к мне обратилась мама младшего школьника. У него совсем не было друзей, с одноклассниками он конфликтовал. Реальным впечатлениям он предпочитал игру в воображаемый мир, пытаясь вовлечь в нее родителей все свободное от школы время, что приводило к ссорам. На первых двух семейных встречах причины таких особенностей стали более ясны. В истории жизни мальчика был очень тяжелый ранний период, осложненный болезнями. С годами здоровье удалось укрепить, однако тревога матери оставалась и приводила к излишней опеке. Мама неосознанно сдерживала инициативу ребенка. Отцу было сложно разобраться, где тревога имеет основания, а где — нет. Он предпочитал отстраниться и сфокусировался на материальном благополучии семьи. Сам мальчик активно участвовал в семейных консультациях, интуитивно понял, зачем ему нужен психолог и тоже попросил помощи. Например, он очень оживился, когда речь зашла об одежде и мебели, которые стали ему малы, и попросил убрать их из его комнаты. Безопасная, спокойная обстановка и конфиденциальность способствуют не «выяснению отношений», а прояснению трудной ситуации. Это дало возможность начать индивидуальную работу с мальчиком. Цель этой работы — дать ребенку через свободную игру и свободную беседу пространство для размышлений не только о своих желаниях, но и о своих способностях, об их реальном воплощении. Параллельно продолжались и семейные встречи, на которых родители встречались со своими переживаниями: не только радостью, но и тревогами, связанными с ростом самостоятельности ребенка. Терпение со стороны всех членов семьи, внимание к своим переживаниям и смелость говорить о них на сеансах принесли свои плоды. Работа длилась в течение учебного года, дала хорошие, стабильные результаты: к весне у мальчика появилась подруга-одноклассница, конфликты и ссоры стали редки. Кроме стабильности результатов есть еще одна особенность психоаналитического направления: в процессе работы бывают самые неожиданные открытия. Так, у мальчика появился интерес к истории своей семьи, своих предков, и он смог реализовать свое желание фантазировать — он начал писать рассказы и даже (небезосновательно) стал мечтать о профессии режиссера. Лариса Захарова, детский психотерапевт:

«Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональное обучение». Джоан Дж. Зильбах

Это — книга для психологов, но она также будет полезна и интересна родителям. Она поможет лучше понимать ребенка и то, как на него влияет семья. В книге собраны статьи разных семейных терапевтов и случаи из практики. Они доказывают, что нельзя «вынимать» ребенка из семейной системы, что он — неотъемлемая часть семьи, и очень важен для успешной терапии.

«Маленькие дети и их матери». Дональд Винникот

Сборник лекций известного детского психоаналитика и педиатра. Поможет лучше разобраться в психологии ребенка, побороть страх быть «плохим родителем» и снять тревогу по поводу родительства.

ПОДОБРАТЬ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

Источник: https://psyalter.ru/guide/detskaya-psikhoterapiya

МедНаука
Добавить комментарий