Пунктуационный разбор предложения с тире. Пунктуационный разбор

Как делать пунктуационный разбор сложного предложения: пример, схема и порядок

Пунктуационный разбор предложения с тире. Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков русского языка. Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения….

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного,
  • синтаксического,
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания:

  • повествование,
  • вопрос,
  • восклицание,
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного ?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться:

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить:

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), инфинитивами, количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения неопределенная форма глагола, а другой существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными местоимениями: это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны:

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида,
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить, если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой , необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!», А: «П?», А: «П».
  2. В конце: «П», – а., «П!» – а., «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств,
  • уточняющие члены,
  • выделение сравнений и оборотов,
  • конструкции с союзом «как»,
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей,
  • подчинительная,
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни), 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

Анализ:

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

5 – выделение деепричастия.

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Источник: //tvercult.ru/obrazovanie/chto-znachit-i-kak-delat-punktuatsionnyiy-razbor-predlozheniya

Пунктуационный разбор в русском языке – правило и примеры разбора предложений

Пунктуационный разбор предложения с тире. Пунктуационный разбор

Прежде чем приступать к уроку по разбору, ученик должен хорошо знать и понимать, что такое пунктуация и его символы.

Пунктуация — это сложная конструкция знаков, которая существует в письменности каждого языка. Сам раздел этой науки включает в себя правила расстановки и часть грамматики, контролирующей эти установки.

Она способствует наглядному отображению синтаксической и интонационной речи предложения. В результате тот, кто прочитает текст, сможет, опираясь на пунктуацию, с точностью воспроизвести написанное, как оно звучало в оригинале.

Однако стоит учитывать, что сами символы препинания не воспринимаются как части речи.

Символы препинания — вспомогательные элементы в письме. Они выполняют функции:

  • Разделения или выделения частей текста по смыслу: простые предложения, словосочетания, слов или его частей.
  • Обозначения связей между словами логических и грамматических.
  • Коммуникативные: законченность, эмоциональную выраженность и прочие.

В пример можно привести образец — точку. Она указывает на смысловую концовку предложения и даёт понять читающему, что нужно сделать паузу для выразительности речи. Запятая используется при перечислении однородных членов и указывает на их синтаксическое равноправие друг между другом.

В современных словарях (кириллице, арабской, еврейской, индийской и других) знаки препинания служат следующим целям:

  • Точка/многоточие/вопросительный и восклицательные знаки ставятся в конце предложения и обозначают его законченность. Также придают ему эмоциональную окраску.
  • Запятая/двоеточие/точка с запятой/тире указывают на связь между отрезками предложения.
  • Кавычки употребляются при выделении цитат или прямой речи.
  • Кавычки/вопросительный или восклицательный в скобках привлекают внимание к определённым выражениям или словам.
  • Многоточие — осознанные либо случайные пропуски фраз.
  • Точка/косая линия/дефис и подобные помогают сократить слова.

Помимо одиночных символов, употребляются парные препинания как единый знак. Они будут обозначаться как две запятые или тире, которые ставят, чтобы обособить конструкцию. Сюда же включают скобки и кавычки.

Исключительным знаком препинания является красная строка и пробел. Первая разделяет крупные смысловые части — абзацы, чтобы перейти от одной смысловой темы к другой, второй отделяет слова.

Основные термины и принципы

Из-за обширного разнообразия разборов (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, синтаксис и т. д. ) ученики часто не видят разницы некоторых из них. Похожие по содержанию анализы:

  • Пунктуационный — это анализ расстановки знаков препинания.
  • Синтаксический — это разбор отдельной смысловой единицы предложения. В основном опирается на главные и второстепенные члены.
  • Графический — этот разбор нужен для того, чтобы понять, как связаны между собой члены предложения, а также вид и методы выражения.

Важно понимать, что любой из разделов науки о языке не может существовать отдельно от других.

План проведения пунктуационного разбора зависит и от трактовки задания. Чаще всего встречается пара вариантов заданий:

  • Разобрать существующий текст с заранее расставленными знаками препинания и порядковыми цифрами.
  • Самостоятельно проставить знаки и объяснить основания такой постановки.

При обучении проблемы возникают в обоих случаях.

В дополнение могут попросить сформировать и начертить схему. Она поспособствует обнаружению распространённых ошибок, выявляя пропущенные или, наоборот, лишние знаки.

Когда все теоретические аспекты учтены, можно приступать к разбору. Алгоритм пунктуационного анализа:

  • Присвоить каждому элементу препинания свой порядковый номер.
  • Объяснить постановку завершающего знака в конце предложения.
  • Если в задание указано сложное предложение (СП), то необходимо объяснить элементы препинания между основными частями.
  • Если предложение простое (ПП), то объяснить постановку всех символов внутри него.

Знак препинания в конце предложения

Чтобы объяснить тот или иной знак в конце, надо установить тип высказывания. Всего их существует 4 класса:

  1. повествовательное;
  2. вопросительное;
  3. восклицательное;
  4. недосказанность.

Точка «.» ставится в повествовательном предложении вне зависимости от того, простая или сложная у него конструкция. Если передаётся недосказанная или незавершённая мысль, то ставится многоточие «…».

В конце вопросительного указывается вопросительный знак «?». При передаче эмоционального предложения ставят восклицательный символ «!».

Иногда для большего эффекта знаки препинания сочетают:

Этот эмоциональный метод в основном используют в художественной литературе: поэзии, прозе, романах и подобных.

Символы внутри ПП и СП

Внутри предложения может быть поставлено множество различных символов препинания. Главное — рассмотреть лишь основные, наиболее часто встречающиеся.

Использование тире

Тире «—” употребляют в предложениях, где отсутствует один из главных синтаксических членов. Этот знак заменяет пропущенное слово, мысленно его можно восполнить для понимания целостности картины. Тире ставится:

  • В качестве разделителя, если главные члены предложения формируют одну самостоятельную единицу речи. Ею может быть имя существительное в им. пад., инфинитивы, числительные.
  • Разделитель подлежащего и сказуемого, при условии, что 1 — глагол в неопределённой форме, 2 — существительное в именительном падеже.
  • Если в предложении есть указательное местоимение: это, вот. По правилу тире ставится перед ним.
  • Разделитель подлежащего (имя существительное) и сказуемого (количественное числительное. В любой постановке.

Значение запятых

Запятые часто ставят в ненужных местах. Их не употребляют между однородными членами, связанными по смыслу, и если они образуют цельное выражение. Также в ситуации, когда можно составить такие схематические построения:

  1. [Ο да (= «и») Ο].
  2. [Ο да и Ο].

В каких случаях обязательно ставить запятые:

  • Если идёт перечисление однородных слов без союзных элементов.
  • При наличии противительных союзов. Запятые ставятся перед ними.
  • После каждого повторяющегося однородного члена предложения.
  • Между парными соединениями.
  • Если есть двойные союзы. Запятая ставится перед вторым.

Точка с запятой

Этот знак «;” разделяет однородные члены. При этом они должны быть не единичными словами, а распространёнными, во внутренней структуре иметь запятые.

Обобщающее слово

Часто встречается перед перечислением однородных слов одно обобщающее. В таком случае в одном предложении используют запятые, двоеточие или тире. Иногда и сразу оба последних знака. Чтобы понять порядок расставления символов препинания, можно составить схему пунктуационного разбора:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο — Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — …].

Прямая речь

Иногда в тексте требуется указать прямую речь. Она имеет особые правила правописания в русском языке и является одной из самых сложных тем в обучении.

Проблема в том, что для правильного оформления прямой речи потребуется использовать множество видов препинания: запятые, двоеточие, кавычки, точки или другие завершающие символы.

Учитывать стоит и местоположение по отношению к авторскому тексту:

  • В начале.
  • В конце.
  • В центре.

К тому же цитаты имеют такой же порядок оформления, как и прямая речь.

Правила анализа

Первоначально объяснять в анализе придётся постановку самого популярного знака — запятой. Возможные причины употребления в предложении:

  • Выделение второстепенных частей речи. Ими могут быть дополнения, определения, обстоятельства или приложений.
  • Если есть уточнение.
  • Обособить лексические обороты и сравнения.
  • Если есть союз «как».
  • Прочие дополнения в виде обращений, вводных элементов, а также междометные фразы.

При этом если разбирается сложное предложение, сначала необходимо уточнить вид:

  • сочинительная;
  • подчинительная;
  • бессоюзная.

Внимание! Постановку одного знака можно объяснить одновременно несколькими правилами пунктуации. Существуют и исключения, которые подчиняются только одному правилу и требованию.

Алгоритм пунктуационного разбора

Порядок напрямую зависит от типа предложения. Разбор простого и сложного значительно отличается.

Пунктуационный разбор простого предложения:

  • В отдельной строке конспекта выписать оригинал предложения с проставленными знаками препинания.
  • Дать устное пояснение знаку в конце препинания.
  • Определить и подчеркнуть грамматическую основу.
  • Устно указать правила постановки каждого элемента пунктуации.
  • Составить и записать схему. В случае проблем в самостоятельном составлении можно обратиться к онлайн-сервисам.

При пунктуационном разборе сложного предложения все вышеуказанные пункты исполняются в таком же порядке. В дополнение к обычному разбору необходимо указать правила, которые объясняют знаки препинания между двумя частями (ПП).

Чтобы точно и правильно выполнить пунктуационный анализ, надо не только знать наизусть теорию, создать памятку, но и уметь определить и разобрать структуру предложения. Объяснения потребует каждый символ, подобно самостоятельной единице речи. Если быть точнее, ученик должен не просто провести разбор, но на его основе объяснить и доказать правильность выбранной пунктограммы.

Источник: //nauka.club/russkiy-yazyk/punktuatsionnyy-razbor-predlozheniya.html

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений

Пунктуационный разбор предложения с тире. Пунктуационный разбор

·                   Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о сложноподчинённых предложениях.

·                   Будем выполнять синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.

·                   И узнаем, как выполняется пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений.

Мы помним, что сложноподчиненное предложение – это предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.

В сложноподчиненных предложениях одна часть главная, а вторая – придаточная.

От главной части к придаточной ставится вопрос.

Изучать схему разбора сложноподчиненного предложения мы будем уже знакомым методом дедукции. То есть, сначала задавать общие вопросы, а потом их конкретизировать, так что наш путь изучения будет немного похож на пазл. А попутно мы будем повторять всю необходимую нам информацию.  

Для начала возьмем какое-нибудь предложение.

Я слышал, что сегодня уроков не будет.

Что нас заинтересует прежде всего? Конечно, самая общая информация: нужно же выяснить, какое перед нами предложение. Значит, первое, что мы сделаем – это охарактеризуем всё сложное предложение. Назовем его вид по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Это предложение повествовательное, потому что в нем рассказывается о событиях. И невосклицательное, потому что нет восклицания.

На втором этапе нашего разбора нужно обозначить предикативные части сложного предложения, выделить их основы.

Отметим первую часть и выделим в ней грамматическую основу: я слышал. Отметим вторую часть и выделим грамматическую основу: чтоуроков не будет.

Но какая же эта связь, то есть, какой это тип связи?

Следующим нашим шагом будет определение типа связи между частями сложного предложения.

В зависимости от типа связи сложные предложения делятся на бессоюзные – в таком случае части в них связаны только интонацией. И союзные – части связаны союзами и интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.  

Бывают также предложения с разными видами связи.

Мы видим, что в нашем предложении части соединяются союзом что и интонацией. Значит, связь союзная.

Но если мы обозначили союз, то сразу же возникает вопрос: а что это за союз? Союз что – подчинительный. Значит, предложение сложноподчиненное.

Но если союз подчинительный, значит, в предложении есть главная часть и придаточная часть. Нужно их обозначить и посмотреть, как они расположены.

Мы обозначаем главную часть – я слышал. И придаточную часть: сегодня уроков не будет. Придаточное предложение стоит после главного.

А к чему относится это придаточное предложение? Что оно помогает сделать и каковы отношения между придаточным и главным предложениями?

Мы помним, что придаточное может относиться:

·                   во-первых, к существительному или местоимению в главной части предложения. В таком случае, придаточное дает характеристику слову, к которому относится.

·                   во-вторых, к глаголу в главной части со значением мысли, чувства и так далее. В таком случае придаточное помогает изъяснить глагол, раскрыть его значение.

·                   к главной части целиком. В таком случае придаточное сообщает информацию о действии в главном предложении (например, его цель, причину, время, место и так далее).

Мы ставим вопрос к придаточному предложению от сказуемого слышал. Слышал – что? Значит, придаточная часть помогает изъяснять, пояснять сказуемое.

Между частями – изъяснительные отношения.

А при помощи чего эти отношения выражаются?

Мы помним, что смысловые отношения между частями в сложноподчиненном предложении выражаются при помощи союзов, союзных слов, указательных слов, интонации.

Особенно важно уметь различать союзы и союзные слова.

Союзные слова являются членом предложения. А союзы не являются.

Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы – нет.

Союзные слова можно заменить другим союзным словом. Союзы только иногда можно заменить другим союзом.

К союзным словам можно подставить же и именно, а к союзам – нельзя.

Охарактеризуем средства связи. В нашем предложении это подчинительный союз что и интонация.

И теперь мы знаем, каковы смысловые отношения и средства связи; осталось сделать из этого вывод: установить вид придаточного.

Конечно же, это придаточное изъяснительное.

Итак, части нашего пазла мы рассмотрели. Теперь нужно собрать картинку воедино.

Выполним для примера синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Чтобы быть здоровым, Игорь отжимается каждое утро.

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа – быть здоровым, во втором – Игорь отжимается. Связь между предложениями союзная, оформлено с помощью подчинительного союза.

Следовательно, это предложение сложноподчинённое. Главное предложение – Игорь отжимается каждое утро, и придаточное предложение – чтобы быть здоровым.

Придаточное предложение стоит перед главным и называет цель главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос «Зачем?».

Смысловые отношения цели между главным и придаточным предложениями выражаются при помощи подчинительного союза чтобы и интонации.

По значению и особенностям строения это предложение сложноподчиненное с придаточным цели.

Обратите внимание на разницу устного разбора и письменного.

Поговорим теперь о пунктуационном разборе сложноподчиненных предложений.

Сначала вспомним то, что мы знаем о знаках препинания в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания ставятся в конце сложноподчиненного предложения – чаще всего это точка, вопросительный или восклицательный знаки, иногда можно увидеть и многоточие. Эти знаки препинания зависят от вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

В середине сложноподчиненного предложения чаще всего ставится запятая, реже тире. Эти знаки называются выделительными, и они зависят от позиции придаточных предложений.  

А теперь охарактеризуем знаки препинания в нашем предложении.

Я слышал, что сегодня уроков не будет.

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение союзное, сложноподчиненное. Главное предложение – Я слышал, придаточное – что сегодня уроков не будет. Между главным и придаточным предложениями ставится запятая – знак выделения.

Что же нам требуется запомнить?

И для синтаксического, и для пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения нам нужно сделать следующее:

·                   обозначить части сложноподчиненного предложения,

·                   подчеркнуть основы,

·                   обозначить союз,

·                   начертить схему предложения.

Для синтаксического разбора нам еще понадобится:

·                   охарактеризовать всё сложноподчиненное предложение,

·                   назвать тип связи,

·                   обозначить главную и придаточную части, их позиции,

·                   обозначить отношения между частями,

·                   охарактеризовать средства связи,

·                   назвать вид придаточной части.

Для пунктуационного разбора нам нужно:

·                   Охарактеризовать знак в конце сложноподчиненного предложения и назвать причину, по которой он там стоит.

·                   Охарактеризовать знак или знаки между частями сложноподчиненного предложения. Назвать функцию каждого знака.

·                   Охарактеризовать все остальные знаки в сложноподчиненном предложении. Назвать функцию каждого знака.

Источник: //videouroki.net/video/28-sintaksichieskii-i-punktuatsionnyi-razbor-slozhnopodchiniennykh-priedlozhienii.html

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор предложения с тире. Пунктуационный разбор

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение “в качестве”.

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Пример 1.

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Пример 2.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 – запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

3 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 3.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 – запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 4.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5…6

1, 2 и 4, 5 – кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 – запятая разделяет однородные дополнения,

6 – знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Пример 5.

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 – двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 – запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 – запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Пример 6.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 – запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 – запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 – запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 7.

Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 – тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 – запятая разделяет однородные сказуемые,

3 – запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 – знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Пример 8.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 – запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 – запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 – точка завершает повествовательное предложение.

Пример 9.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 – запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 – запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 – точка завершает повествовательное сложное предложение.

Пример 10.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 – запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 – парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 – точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.

Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?

Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.

Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.

Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.

Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.

1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.

Пять запятых выполняют разную функцию – выделительную и разделительную.

Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 – сказуемые, 4 – согласованные определения, 5 – несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.

2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.

1, 2 – запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,

2, 3 – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.

4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.

1, 2 – запятые разделяют однородные подлежащие,

3 – двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

4, 6 – запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),

5, 7 – тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.

5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.

1, 3, 6 – тире отделяют прямую речь от слов автора,

2 – запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,

5 – запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,

4, 5 – запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

6)”1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я…5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала”7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита…11

1, 7 – кавычки выделяют прямую речь от слов автора,

8 – запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,

9 – тире отделяют прямую речь от слов автора,

5, 11 – многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,

2 – запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,

3, 4 – обособленное определение, выраженное местоимением,

4 – сравнительный оборот с союзом КАК,

6 – запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,

10 – запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.

Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.

Другие грамматические разборы

Литература

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. – 2008. – №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. – 1985. – №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. – 1989. – №6.

Источник: //ruslita.ru/13-glavnaya/528-punktuatsionnyj-razbor

МедНаука
Добавить комментарий