Второй этап – сестринская диагностика. Сестринский диагноз – это отражение состояния пациента Составить сводные таблицы этапы сестринского процесса

Второй этап – сестринская диагностика

Второй этап - сестринская диагностика. Сестринский диагноз - это отражение состояния пациента Составить сводные таблицы этапы сестринского процесса

Цель сестринского процесса

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

•создание базы информационных данных о пациенте;

•выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

•обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

•составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

•определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента

Этапы сестринского процесса

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:

Первый этап – сестринское обследование.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

• субъективным.

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

• объективным.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Субъективное обследование:

• расспрос пациента;

• беседа с родственниками;

• беседа с работниками скорой помощи;

• беседа с соседями и т. д.

Расспрос

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:

• предварительном заключении о причине болезни;

• оценке и течении заболевания;

• оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:

•паспортная часть;

• жалобы пациента;

• anamnesis morbe;

• anamnesis vitae;

• аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

Из жалоб пациента выделяют:

• актуальные (приоритетные);

• главные;

• дополнительные.

Главные жалобы – это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe

Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;

• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

• уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae

Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:

1. биография пациента;

2. перенесенные заболевания;

3. условия труда и быта;

4. интоксикация;

5. вредные привычки;

6. семейная и половая жизнь;

7. наследственность.

Объективное обследование:

• физическое обследование;

• знакомство с медицинской картой;

• беседа с лечащим врачом;

• изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану:• общий осмотр;• осмотр определенных систем.

Методы обследования:• основные;• дополнительные.

К основным методам обследования относятся:

• общий осмотр;

• пальпация;

• перкуссия;

• аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:

1. общее состояние пациента:

• крайне тяжелое;

• средней тяжести;

• удовлетворительное;

2. положение пациента в постели:

• активное;

• пассивное;

• вынужденное;

3. состояние сознания (различают пять видов):

• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

4. данные антропометрии:Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

• рост,

• вес;

5. дыхание;

• самостоятельное;

• затрудненное;

• свободное;

• кашель;

6. наличие или отсутствие одышки; различают следующие виды одышки:Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

• экспираторная;

• инспираторная;

• смешанная;

7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

8. артериальное давление (АД);Артериальное давление – давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

9. пульс (Ps);Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

10. данные термометрии и т. д. Термометрия – измерение температуры тела термометром

.Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.

Второй этап – сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса:• анализ проведенных обследований;• определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;• определить направление сестринского ухода.

Цели второго этапа сестринского процесса:

1. анализ проведенных обследований;

2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

3. определить направление сестринского ухода.

Все проблемы пациента делятся на:

• потенциальные;

• актуальные;

• первичные – требующие оказания неотложной помощи;

• промежуточные – неопасные для жизни;

• вторичные – не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.

Каждая из проблем может быть:

• соматической;

• психологической;

• социальной.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/18143.html

Этапы сестринского процесса: краткая таблица о том, что включает в себя заключительный уровень планирования ухода и его характеристика

Второй этап - сестринская диагностика. Сестринский диагноз - это отражение состояния пациента Составить сводные таблицы этапы сестринского процесса

Каждый этап сестринского процесса тесно взаимосвязан с остальными и служит его основной задаче — помощи пациенту в решении его проблем со здоровьем.

Для организации и осуществления качественного ухода за пациентом сестринскому персоналу необходимо собрать информацию о нём из всех возможных источников.

Она может быть получена от самого пациента, членов его семьи, свидетелей случившегося, самой медицинской сестры, её коллег.

На основе собранной информации выявляют и идентифицируют проблемы, составляют план, и реализуют намеченные действия. Успех лечения во многом зависит от качества полученной информации.

Сестринское обследование отличается от врачебного. Цель деятельности врача — поставить диагноз, выявить причины, механизм развития заболевания и т.д., а цель деятельности сестринского персонала — обеспечить качество жизни больного человека. Для этого в первую очередь необходимо определить проблемы пациента, связанные с актуальным или потенциальным состоянием его здоровья.

Информация о пациенте должна быть полной и однозначной. Сбор неполной, неоднозначной информации ведёт к некорректной оценке потребностей пациента в сестринском обслуживании, и, как следствие, к неэффективному уходу и лечению. Причинами сбора неполной и неоднозначной информации о пациенте могут быть:

  • неопытность и неорганизованность сестринского персонала;
  • неспособность сестринского персонала к сбору конкретной информации относительно определённой области;
  • склонность медицинской сестры к поспешным выводам и т.п.

Сестринский персонал получает информацию о пациенте из пяти основных источников.

  • от самого пациента;
  • родственников, знакомых, соседей по палате, случайных людей, свидетелей случившегося;
  • врачей, медицинских сестёр, членов бригады скорой помощи, санитарок;
  • из медицинской документации: карты стационарного больного, амбулаторной карты, выписки из историй болезни предшествующих госпитализаций, данных обследования и т.п.;
  • из специальной медицинской литературы: справочников по уходу, стандартов сестринских манипуляций, профессиональных журналов, учебников и т.п.

На основании полученных данных можно судить о состоянии здоровья пациента, факторах риска, особенностях заболевания, необходимости оказания пациенту сестринской помощи.

Пациент — основной источник субъективной и объективной информации о себе. В тех случаях, когда он недееспособен, находится в коматозном состоянии, либо это младенец или ребёнок, основным источником данных могут быть его родственники.

Иногда они одни знают об особенностях состояния пациента до болезни и в период заболевания, о принимаемых им медикаментах, аллергических реакциях, приступах и т.п. Однако не стоит думать, что эта информация будет исчерпывающей.

Из других источников могут быть получены иные данные, возможно, даже противоречащие данным основных. Например, супруг (супруга) может сообщить о напряжённой обстановке в семье, депрессии или пристрастии к спиртным напиткам, которые сам пациент отрицает.

Информация, полученная от членов семьи, может повлиять на скорость и качество оказания медицинской помощи. В случае расхождения данных необходимо постараться получить дополнительные сведения от других лиц.

Медицинское окружение пациента — источник объективной информации, основанной на поведении пациента, его реакции на лечение, полученной при проведении диагностических процедур, общении с посетителями. Каждый член медицинской бригады — потенциальный источник информации, он может сообщать и проверять данные, полученные из других источников.

Основная медицинская документация, необходимая сестринскому персоналу, — карта стационарного или амбулаторного больного. Прежде чем приступить к опросу пациента, сестринский персонал подробно знакомится с такой картой.

В случае повторной госпитализации интерес представляют предыдущие истории болезни, запрашиваемые в случае надобности в архиве.

Это источник ценных данных относительно особенностей течения заболевания, объёма и качества оказанного сестринского ухода, психологической адаптации, реакций пациента на госпитализацию, негативных последствий, связанных с предыдущим пребыванием пациента в стационаре или обращением за медицинской помощью. В процессе знакомства сестринского персонала с историей заболевания пациента могут появиться гипотезы о возможных причинах его проблем (работа на вредном производстве, отягощённая наследственность, семейные неурядицы).

Нужную информацию также можно почерпнуть из документации с места учёбы, работы, службы, из медицинских учреждений, где наблюдается или наблюдался пациент.

Прежде чем запрашивать документацию или опросить третье лицо, необходимо разрешение на это пациента или его опекуна. Любая полученная информация конфиденциальна и рассматривается как часть официальной медицинской документации пациента.

  • На завершающем этапе сбора информации сестринский персонал может воспользоваться специальной медицинской литературой по уходу за пациентом.
  • Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная.

Субъективная информация — это сведения об ощущениях самого пациента относительно проблем со здоровьем. Например, жалобы на боли — субъективная информация.

Пациент может сообщить о частоте боли, её характеристике, продолжительности, локализации, интенсивности.

К субъективным данным относят сообщения пациента о чувстве беспокойства, физического дискомфорта, страхе, жалобы на бессонницу, плохой аппетит, недостаток общения и др.

Объективная информация — результаты проведённых измерений или наблюдений. Примерами объективной информации могут служить показатели измерения температуры тела, пульса, АД, идентификация высыпаний (сыпи) на теле и пр. Сбор объективной информации проводят в соответствии с существующими нормами и стандартами (например, по шкале Цельсия при измерении температуры тела).

Субъективные данные, полученные от пациента и его немедицинского окружения, подтверждают физиологические изменения, выраженные объективными показателями.

Например, подтверждение описания боли пациентом (субъективная информация) — физиологические изменения, выраженные в повышенном кровяном давлении, тахикардии, сильном потоотделении, вынужденном положении (объективная информация).

Для полного сбора информации о прошлом и настоящем состоянии здоровья (анамнез жизни и анамнез заболевания) сестринский персонал проводит беседу с пациентом, изучает историю болезни, знакомится с данными лабораторных и инструментальных исследований.

Сестринское обследование следует, как правило, за врачебным. Первый шаг в сестринском обследовании пациента — сбор субъективной информации с помощью сестринского опроса (сбора первичной информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого).

При проведении опроса необходимо применять специфические навыки общения, чтобы сфокусировать внимание пациента на состоянии его здоровья, помочь осознать те изменения, которые происходят или будут происходить в его образе жизни. Доброжелательное отношение к пациенту позволит ему справиться с такими проблемами, как недоверие к медицинскому персоналу, агрессия и возбуждение, снижение слуха, нарушение речи.

Цели проведения опроса:

  1. установление доверительных отношений с пациентом;
  2. ознакомление пациента с курсом лечения;
  3. выработка адекватного отношения пациента к состояниям беспокойства и тревоги;
  4. выяснение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;
  5. получение ключевой информации, требующей углубленного изучения.

В начале опроса необходимо представиться пациенту, назвать своё имя, положение, сообщить цель беседы. Затем выяснить у пациента, как к нему обращаться. Это поможет ему чувствовать себя комфортно.

Большинство пациентов, обратившись за медицинской помощью и особенно оказавшись в стационаре, испытывают тревогу и беспокойство.

Они чувствуют себя беззащитными, страшатся того, что им предстоит, боятся того, что у них могут обнаружить, и поэтому надеются на участие и заботу, испытывают радость от оказанного внимания.

Пациента необходимо успокоить, ободрить, дать нужные разъяснения и советы.

При опросе не только сестринский персонал, но и пациент получает нужную ему информацию. Если контакт установлен, пациент сможет задать интересующие его вопросы.

Чтобы правильно ответить на них, необходимо попытаться понять чувства пациента. Особую осторожность необходимо проявлять, когда больные просят дать совет по личному вопросу.

Источник: https://kashmu.ru/sestrinskij-protsess/kakie-sushhestvuyut-etapy-sestrinskogo-protsessa-2.html

Сестринский диагноз – это отражение состояния пациента

Второй этап - сестринская диагностика. Сестринский диагноз - это отражение состояния пациента Составить сводные таблицы этапы сестринского процесса

Средний и младший медицинский персонал наряду с врачами участвует в лечении пациента. На эту категорию сотрудников возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье больного, поскольку именно от них зависит, как быстро человек будет выздоравливать. Поэтому медицинские сестры в процессе ухода за больным пишут своеобразные истории болезни, где выставляют свои диагнозы.

Определение и история

Сестринский диагноз – это характеристика здоровья пациента, собранная в процессе сестринского обследования и требующая от среднего медицинского персонала активного вмешательства. Он представляет синдромный или симптомный диагноз, который основывается на предъявляемых пациентом жалобах.

Впервые это понятие появилось в Соединенных Штатах Америки в середине прошлого века. Официально его приняли и ввели на законодательном уровне только в 1973 году. Для медицинских сестер существуют справочники, в которых перечислены все возможные диагнозы. Сестра должна обосновать свою точку зрения по отношению к каждому конкретному пациенту.

Этапы сестринского процесса

Определение сестринского диагноза является частью большого процесса. Выполнение всех его этапов помогает больным быстрее восстанавливаться и избавляет врача от некоторых обременительных обязанностей.

  1. Первый этап – обследование. Медицинская сестра собирает и оформляет данные пациента. Для этого между медперсоналом и больным должен установиться доверительный контакт.
  2. Второй этап – диагноз. Сестра определяет имеющиеся проблемы у пациента для того, чтобы в силу своей компетенции их решать. Кроме того, выделяют еще потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в ближайшем будущем.
  3. Третий этап – планирование. Это составление плана действий для облегчения состояния больного.
  4. Четвертый этап – реализация плана по уходу за конкретным пациентом. Выделяют три категории сестринского вмешательства (независимое, взаимозависимое и зависимое), и в каждом индивидуальном случае медсестра должна решить, какое ей выбрать, чтобы помочь человеку выздороветь.
  5. Пятый этап – оценка работы. Она включает реакции пациента на проделанную работу, достижение целей из п.3 и качество оказанной помощи.

Медсестра должна уметь формулировать сестринский диагноз. Это показатель ее состоятельности как медработника. Но кроме этого, согласно плану, приведенному выше, она должна выделять проблемы пациента и решать их.

Проблемы пациента – это субъективная реакция больного человека на свою болезнь. Она может никак не соотноситься с объемом урона, нанесенного здоровью. Все зависит от приоритетов пациента.

Сестринская проблема – это «сухой остаток», вывод из той информации, которую сестра получила от больного. Чем четче и проще сформулирована проблема, тем понятнее путь к ее разрешению.

Определение потребностей пациента

Медицинская сестра должна помнить, что в основе любой проблемы лежит неудовлетворение одной или нескольких потребностей. Сестринская проблема появляется в момент, когда пациент становится не в состоянии справляться с объемом повседневной работы, и это отражается на его здоровье.

Естественная реакция на такое положение вещей – гнев, обида и отчаянье. Пациент думает, что он теперь стал калекой, раз какое-то время и не по своей вине не способен сам о себе позаботиться.

В этом случае медицинская сестра должна так организовать уход за больным, чтобы он не ощущал себя немощным.

Тут важна психологическая сторона вопроса, так как давно известно, что эмоциональное состояние сильно влияет на скорость выздоровления и эффективность лечения.

Сестринский и врачебный диагноз

Эти понятия следует разделять. Сестринский диагноз – это описание внешней реакции пациента на патологический процесс, который развивается в его организме.

В основе его лежит дисгармония в удовлетворении своих потребностей из-за болезни. Этот диагноз часто меняется в зависимости от физического и психического состояния больного.

Кроме того, его формулировка должна находиться в пределах компетенции медсестры.

Врачебный диагноз – это наименование патологического процесса, которое отражает его локализацию, тяжесть и причину появления.

В его основе лежит нарушение функции органа или системы в силу патофизиологических или патологоанатомических причин.

Как правило, после постановки окончательного диагноза он уже не изменяется, и его формулировка всегда соответствует международной классификации болезней.

Классификация сестринских диагнозов

Эти группы не слишком обширны, но являются базовыми. Сестринский диагноз определяет реакцию пациента на свое заболевание. Исходя из этого, выделяют следующие категории сестринских проблем:

  • физиологические;
  • психологические (социальные).

К физическим проблемам относят нарушение питания, снижение иммунитета, чувство боли, отеки или, наоборот, обезвоживание, одышку, приступы удушья, кровохарканье. И это только малая толика того, что может происходить с больным.

К физическим проблемам также относятся нарушения работы пищеварительного тракта и мочевыводящей системы, чесотка, нарушение гигиены и дефицит самоухода.

Но все вышеперечисленные вопросы, так или иначе, возможно решить с применением ухода или медикаментов.

Психологические и духовные проблемы, к сожалению, не так легко устранить.

К ним относят низкий уровень знаний о своем заболевании, страх и тревогу за свою жизнь, дефицит общения и поддержки, недоверие к медицинским работникам, отказ от лечения и другие.

Иногда для того, чтобы решить данные проблемы, медицинской сестре приходится вживаться в роль психолога, сиделки или подруги для пациента. Это необходимо, чтобы он расслабился и почувствовал себя комфортно.

Приоритеты и критерии их выбора

Необходимо выделить основные приоритеты, прежде чем выставлять сестринский диагноз. Это первоочередные и самые важные для больного проблемы. Такое ранжирование необходимо для того, чтобы установить очередность сестринских манипуляций и составить план их реализации, а также целесообразность и степень вмешательства.

Критериями выбора приоритетов являются:

1. Любые неотложные состояния (риск развития кровотечения, инфаркта миокарда, остановки сердца). 2. Проявления, которые в данный момент являются самыми мучительными для больного. 3. Наличие проблем, которые в недалеком будущем могут привести к осложнениям.

4. Проблемы, решение которых поможет разрешить некоторые другие трудности.

Примеры сестринских диагнозов

Постановка сестринского диагноза обычно не занимает много времени. Опытная медсестра может после нескольких минут общения с пациентом расставить акценты на его проблемах и продумать план действий. Ей для этого нет необходимости формулировать и записывать диагноз.

Но молодые медсестры должны делать записи о состоянии каждого больного в специальный журнал, отмечать, что из плана уже реализовалось, а какие моменты необходимо подкорректировать ввиду изменившегося состояния больного.

В колонку «Диагноз» медсестра может записать следующее:

  • повышенное артериальное давление;
  • общая слабость;
  • снижение эмоционального фона, стресс;
  • страх;
  • рвота;
  • недержание мочи;
  • необходимость моральной поддержки и др.

Таким образом, сестринский диагноз имеет немалое значение в благоприятном прогнозе на выздоровление.

Источник: https://FB.ru/article/276515/sestrinskiy-diagnoz---eto-otrajenie-sostoyaniya-patsienta

МедНаука
Добавить комментарий