Введение. Номотетический и идеографический подходы

Номотетический и идиографический подходы в диагностике Личности. Преимущества и недостатки каждого из них

Введение. Номотетический и идеографический подходы

Номотетический подход (греч. «номос» – закон, закономерность) – это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей .

Идиографический подход (греч. «идиос» – своеобразный, принадлежащий кому-то) – описывающий своеобразие. цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие.

Мюррей и Клахом (американские психологи) писали, что каждый человек в чем-то:

  • похож на всех других людей;
  • похож на некоторых людей;
  • не похож ни на кого.

При номотетическом подходе выясняется в чем человек похож на всех или на некоторых.

При идиографическом – интересует, чем не похож.

Эти способы были предложены неокантианской школой. Они противопоставляли их друг другу. Считали, что номотетический подход свойственен для естественных наук, так как в них есть повторяемость фактов, можно их обобщить, вывести закономерности. Идиографический подход – для исторических наблюдений – любое историческое событие неповторимо и уникально. Эти подходы надо сочетать.

Вильям Штерн. 1900 г. статья «О психологии индивидуальных различий». 1911 г. – дифференциальная психология. В психологии могут сосуществовать 2 подхода. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.

Суть подходов по Штерну:

Номотетический подход создает условия для идиографического описания. Особенность номотетического подхода в том, что разных людей диагностируют по какой-то одной черте.

На основе такой диагностики делают выводы о средневыраженности этой черты в группе, о пределах вариативности, закономерности.

Можно диагностировать по нескольким чертам в группе, можно выявить закономерности отношений разных черт в группе.

Идиографический подход – одного человека диагностируют по многим психологическим параметрам. Если это сделать, то можно получить психограмму (изображение психологического портрета. Можно сравнить психограммы у нескольких людей.

В чем взаимосвязь и взаимодополнение? Он считал, для того, чтобы использовать идиографический подход, надо с помощью номотетического выделить сами черты. Он служит основой для идиографического подхода.

Если составить психологические портреты, то можно прийти к обобщениям, закономерностям, а, следовательно, мы будем применять номотетический анализ для данных, полученных при помощи идиографического подхода.

Другой психолог, который уделял большое внимание идиографическому подходу – Гордон Олпорт – был согласен, что номотетический и идиографический подходы взаимодополняют друг друга, но критиковал Штерна за увлечение психограммами, считал, что это упрощение индивидуальности.

Он рассматривал в качестве основного метода идиографического анализа биографический метод. Считал, что только этот метод позволяет исследовать, продиагностировать индивидуальность в разные периоды жизни, только этот метод дает целостный взгляд на индивидуальность.

Его заслуга в хорошей разработке биографического метода.

В целом исследование психодиагностики показывает, что основное внимание исследователями уделялось номотетической схеме анализа. И реакцией на преобладание номотетического подхода стало появление в 60 г. ХХ в. особого направления в психологии.

Феномено-логическая психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология. Цель – исследование уникальности человеческой Личности. Основатель – Абрахам Маслоу, ввел понятие самоактуализации. Необходимость исследования уникальных черт Личности: творчество, любовь и др.

– то, что является неповторимым.

Преимущества идиографического подхода – он может повысить прогностичность личностных методик.

1. Сущность идиографического подхода в настоящее время – любого отдельно взятого человека можно эффективно охарактеризовать не по всем известным психологам чертам, а лишь по отдельной части черт

2. Идиографический подход считает, что при очерчивании прогностических возможностей, связанных с проявлением тех или иных черт, нужно в качестве путеводной нити использовать самого человека.

С чем это связано? Известно, что проявление конкретных черт у каждого человека следует ожидать не во всех, а лишь в некоторых ситуациях. Это те ситуации, которые являются значимыми для самого человека.

Что определяет конкретное поведение в конкретной ситуации?

1. Надо знать, как человек рассматривает значимость отдельных черт. Его отношение к личностным чертам. Есть иерархия черт – ее надо знать. Проявление этих черт будет самым устойчивым.

2. Мы должны знать представления человека о проявлении разных черт в разных ситуациях. У каждого есть свое представление. Это называется прототипы личностных черт – индивидуальное представление.

Мы сможем прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации. Для повышения прогностичности недостаточно продиагностировать при помощи хороших стандартизированных методик. Надо дополнить знание о чертах прототипами. Как получить знание о прототипах – надо собирать дополнительную информацию о Личности человека. Собрать информацию об определяющих характеристиках Личности:

  • ценности;
  • нормативы;
  • ведущие мотивы и потребности;
  • направленность человека.

Это знание повышает прогностичность.

Есть критика в адрес идиографического подхода. Некоторые психологи считают, что идиографический подход – это домысливание, которое может стоять за тем или иным симптомом, выделенным диагностикой. Проявление интуиции, отсутствие закономерных связей.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/254-2008-09-04-09-10-22.html

Номотетический подход: описание, принципы, методы исследования

Введение. Номотетический и идеографический подходы

Номотетический подход – это одна из главных философских дискуссий в психологии. Психологи, применяющие его, занимаются установлением общих законов, основанных на изучении больших групп людей. При этом используются статистические (количественные) методы анализа данных.

Введение

Цель клинической психологической науки – облегчить диагностику нервных расстройств, понимая суть недуга и реализуя оптимальные стратегии профилактики и лечения. Достижение этой цели требует точного описания текущей симптоматики и точного прогнозирования будущего течения расстройства.

Необходимо применение методов снижения и устранения проблемного поведения, а также способов поддержания психологического здоровья. Точное описание и прогнозирование требуют инструментов, которые достоверно и надежно моделируют клинические явления.

Для этого требуется провести сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов.

Терминология

Термин “номотетика” происходит др.-греч. νόμος — “закон” + корень θη- — “полагать”, устанавливать. Психологи, которые применяют номотетический подход, в основном занимаются изучением того, чем люди делятся друг с другом. То есть устанавливают законы общения.

Термин “идеографика” происходит от греческого слова idios, что означает “собственный” или “частный”. Психологи, интересующиеся этим аспектом, хотят выяснить, что делает каждого из людей уникальным.

Историческая справка

Термин “номотетика” ввел в XIX веке немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. Он использовал номотетический метод для описания подхода к накоплению знаний, стремясь сделать крупномасштабные обобщения. Теперь этот метод распространен в естественных науках и многими рассматривается как истинная парадигма и цель научного подхода.

Номотетический подход

Традиционный подход к статистическому анализу в клинической (и всей психологической) науке номотетичен: цель состоит в том, чтобы сделать общие прогнозы о популяции путем изучения межиндивидуальных вариаций, то есть вариаций между людьми.

Этот метод является привлекательным, поскольку он позволяет объединять участников (например, членов контрольной или клинической группы, которые разделяют расстройство, фактор риска или профиль лечения) для данных, собранных как в поперечных, так и в продольных проектах.

Номотетическое исследование – это попытка установить общие законы и обобщения. Целью номотетического подхода является получение объективных знаний с помощью научных методов. Поэтому для установления статистически значимых результатов используются квантовые методы исследования.

Последующие законы, которые создаются, могут быть разделены на три вида: классификация людей по группам, установление принципов и установление измерений.

Примером этого из мира психологии является “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам”, которое дает классификацию этих состояний, разделяя людей на группы.

Методы исследования, используемые номотетическим подходом, собирают научные и квантовые данные. Для этого используются эксперименты и наблюдения, а средние группы статистически анализируются для создания прогнозов о людях в целом.

Преимущества и недостатки

Номотетический подход считается научным благодаря его точному измерению, прогнозированию и контролю поведения, исследованиям больших групп, объективным и контролируемым методам, позволяющим тиражировать и обобщать. Благодаря этому он помог психологии стать более научной, развивая теории, которые могут быть проверены опытным путем.

Однако номотетический подход имеет свои ограничения. Он был обвинен в потере из виду “самого человека” из-за его широкого использования средних групп.

Это также может дать поверхностное понимание, так как люди могут демонстрировать одно и то же поведение, но по разным причинам.

Другим ограничением этого подхода является то, что предсказания могут быть сделаны в отношении групп, но не отдельных лиц.

Идеографический подход

При таком подходе к статистическому анализу цель состоит в том, чтобы сделать конкретные прогнозы в отношении индивида путем изучения внутрииндивидуальных вариаций с течением времени. Поскольку идеографический подход предполагает неоднородность между участниками и временем, каждый интенсивно оценивается по нескольким временным точкам, а затем проводится индивидуальный анализ.

Существует много типов данных, поддающихся анализу временных рядов, некоторые из которых клинические ученые и практики, возможно, уже собрали, но не закодировали или проанализировали идеографически.

Идеографический подход разработан с использованием тематических исследований и использует неструктурированные интервью для сбора качественных данных. Из этих данных можно наблюдать богатство человеческого поведения. Примером является исследование, проведенное Абрахамом Маслоу, на тему мотивации человеческого поведения.

Он использует биографии известных знаменитостей и интервью со студентами в качестве основы своей иерархии потребностей.

Сравнительный анализ

Сравнение номометрического и идеографического подходов в психологии показывает, что их применение приносит пользу при работе с совершенно различными клиническими случаями.

С номотетической точки зрения предпочтение отдается корреляционным, психометрическим и другим количественным методам.

Идеографический анализ будет иметь наибольшее влияние на персонализированное лечение в сочетании с идеографической оценкой или измерением поведения, которое наиболее соответствует уникальному профилю симптомов или представлению болезни человека.

Сильные стороны идеографического и номотетического подходов в психологии зависят от качества собранных данных.

Изучение личности

Психометрический подход к изучению личности сравнивает индивидов с точки зрения черт или измерений, общих для всех. Это номотетический подход.

Есть два примера: тип Ганса Айзека и теория признаков Рэймонда Каттелла.

Они оба предполагают, что существует небольшое количество черт, которые определяют основную структуру всех личностей, и что индивидуальные различия могут быть определены по этим измерениям.

За последние 20 лет начал складываться все более широкий консенсус в отношении этих черт. “Большой пятеркой” считаются экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость к опыту.

Практический пример

В исследовании номотетического и идеографического подходов применяется процедура под названием Q-sort. Сначала испытуемому выдается большой набор карточек, на каждой из которых написано самооценочное высказывание.

Например, “я дружелюбен” или “я амбициозен” и т. д. Затем субъекту предлагается отсортировать карты в стопки. Одна стопка содержит утверждение “больше всего похоже на меня”, вторая – “меньше всего похоже на меня”.

Есть также несколько стопок для промежуточных утверждений.

Количество карт может варьироваться, как и количество стопок и тип вопроса (например, “Какой я сейчас?”, “Каким я был раньше?”, “Каким мой партнер видит меня?”, “Каким бы я хотел быть?”).

Таким образом, существует потенциально бесконечное число вариаций.

Это нормально для номотетического и идеографического подходов, так как они предполагают, что существует столько же личностей, сколько живущих людей.

Источник: https://labuda.blog/200772

Номотетический и идеографический подходы к изучению личности

Введение. Номотетический и идеографический подходы

Впервые сроки для определения двух основных подходов к изучению личности предложил Гордон Олпорт.

Номотетический подход заключается в сравнении индивидов с определенной точки зрения. По подходом личностные черты релевантные для всех и необходимо выяснить, какой участок кривой распределения занимает показатель определенного человека.

Недостатком номотетического подхода является то, что, давая концептуальное и эмпирическое понимание определенного измерения личности, он не позволяет подойти к пониманию отдельного человека.

Согласно старым латинским изречением, наука не занимается частными случаями (scienta non est individuorum), законы и теории и не должны ничего говорить об индивидуальности.

Основные преимущества номотетического подхода: широта, точность, воспроизводимость, возможность прогнозирования. Основные недостатки: отсутствие яркости, жизненности.

Идеографическое подход заключается в изучении одного индивида без сопоставления его данных с другими. При анализе отдельной личности следует использовать термины и понятия, подходят именно для нее. Такое описание личности можно получить с помощью различных источников: самоописания, описаний других лиц, а также определенных объективных измерений самой личности.

Идеографическое подход требует интенсивного изучения отдельного случая. Он направлен на всестороннее эмпатическое понимание уникального склада личности отдельного человека. Проблема применения этого подхода в том, что исследование отдельной личности могут привести к открытию психологического механизма, однако для установления закономерности их недостаточно.

Помощь уникального случае недостаточно для выявления общих законов.

Основные преимущества идеографического подхода: глубина, яркость, жизненность, уникальность, всесторонний подход к личности, глубина изучения и анализа. Основные недостатки: недостаточная точность, несистематичность данных, субъективизм интерпретации.

В психологии личности номотетический подход доминировал в последние ЗО лет. Его сторонники не возражают уникальности каждой личности.

Они только считают, что она является следствием уникального сочетания различных уровней личностных черт, а сами эти черты одинаковы у всех.

Наиболее лаконично сформулировал эту точку зрения Айзенк: “Для ученого уникальный индивидуум – это просто точка пересечения ряда количественных переменных” (1952).

Сторонниками номотетического подхода чаще становятся ученые, склонные к строгого научного мышления (tough-minded). Они считают, что настоящие идеографические методы не являются научными, они по сути-только номотетических оценки отдельного случая. Идеографичнисть, по их мнению, означает лишь то, что исследователь фиксирует свое внимание на отдельном случае.

Если бы не было сходства между индивидуумами, то идеографическое исследования было бы лишено всякого смысла. Также сторонники номотетического подхода настаивают на том, что все аспекты личности и ее поведения, в том числе ценности, настроения, капризы, можно оценить вполне точно и надежно.

Они считают, что эмпирические методы являются лучшими для исследования сложных структур.

Сторонниками идеографического подхода чаще г исследователи из лирическим складом ума (tender-minded), которые убеждены, что личность невозможно охватить какой-то теоретической схеме.

Они часто достаточно энергично отрицают методы номотетических школы, которые, по их мнению, механистически и упрощенно представляют целостную личность.

Они считают, что качественные характеристики не поддаются определению, а главной чертой личности является уникальное сочетание или уникальная структура личностных черт, способностей и потребностей.

Идеотетичний подход (Дж. Т. Ламиел, 1981) предлагает использование идеографических методов для описания личности и Номо политических – для ее исследования.

Большинство психологов придерживается номотетического подхода, однако теоретики личности всегда благосклонно относились к идеографического.

Идеографической методологии особенно часто пользуются клинические психологи, и на именно на этой основе они наполнили психологию большим количеством интересных гипотез.

Персонология – это наука, которая определяет, что является закономерным для всех людей, определенной группы людей и какова отдельная личность. Развитие психологии личности является, конечно, показателем развития психологии как современной науки.

Современная психология личности превращает стихийные обыденные представления об индивидуальных различиях в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

И хотя эмпирической научной проверке могут подвергаться иногда только достаточно простые и четкие концепции, тем не менее, большинство современных Персонологи убеждена, что в объяснении личности будущее принадлежит именно научному подходу, а в нем должны занять достойное место не просто эмпирические исследования, а именно экспериментальные.


Источник: https://studbooks.net/19278/psihologiya/nomoteticheskiy_ideograficheskiy_podhody_izucheniyu_lichnosti

7. Характеристика идеографического и номотетического подходов к исследованию в психологии

Введение. Номотетический и идеографический подходы

Посвоим основным характеристикам наукиделятся на номотетические и идеографические(В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Номотетичекийподход (буквально: «устанавливающийзаконы» или «генерализирующий»,обобщающий) в этой квалификациипротивостоит идиографическому(«описывающему особенное»,индивидуализирующему). По мнениюфилософской школы неокантианцев(представителями кот. были Виндельбанди Риккет), главной характеристикой наукиявляются те ценности, на которые онаориентируется.

В общем виде можноговорить о ценностях количества иценностях качества. Тогда номотетическиенауки поднимают вопросы меры, порядкаи закона, а идиографические – качественнойоценки явлений. В психологии достаточночетко прослеживаются подходы, исповедующиеномотетический (напр. бихевиоризм) илиидиографический (напр.

гуманистическаяпсихология) взгляд на перспективуописания человека.

Номотетическийметод познания в наибольшей степенихарактеризует естественные науки исвязан с обобщением отдельных фактов,с выведением общих закономерностей наосновании многочисленных частныхслучаев.

Основнымметодом в номотетическом подходеявляются все формы стандартизованногоизмерения, понимаемые очень широко(категоризованное наблюдение,стандартизованное интервью и анкетирование,тестирование, эксперимент).

Идиографическийметод – более адекватен при исследованииисторических явлений, встречающихсяоднократно и являющихся, как правило,уникальными.

Основнымметодом здесь является описание,используются свободная беседа,неструктурированное наблюдение,проективные методики.

Вместес тем, противопоставление двух этихметодов познания является относительным.И Виндельбанд, и Риккерт неоднократноуказывали на то, что любое научноеисследование требует их сочетания, иречь может идти лишь об относительномдоминировании того или иного метода, аникак не о полном преобладании лишьодного из них.

Невниманиек индивидуальному анализу, рассмотрениеего как побочного по сравнению сномотетическим, не только препятствуетпониманию того, как общие закономерностипроявляются у конкретного человека, нои накладывает определенный отпечатокна тематику психологических исследований,сужая круг психологических характеристик,которые, в принципе, могут быть предметомисследования в психологической науке.

ХарактерныеособенностиНомотетический подходИдеографический подход
Понимание объектаизмеренияПонимание личностикак набора свойствПонимание личностикак целостной системы
НаправленностьизмеренияВыявление и измерение общих для всех людей свойств личностиИзучение индивидуальных особенностей личности
Методы измеренияСтандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормойПроективные методики и идеографические техники

8. Классификация методов исследования в психологии

Б.Г. Ананьевым «была разработанаклассификация, соответствующаясовременному уровню науки и стимулировавшаядальнейшие исследования по этойцентральной для методологии психологиипроблеме».

Группировка методов произведенав соответствии с этапами психологическогоисследования. Разбивка на этапы по Б.Г.

Ананьеву хотя и не совпадает полностьюс приведенной нами в предыдущей частипособия, все же очень близка к ней: А)организационный этап (планирование);Б) эмпирический этап (сбор данных); В)обработка данных; Г) интерпретациярезультатов.

Немногоизменив и дополнив классификацию Б. Г.Ананьева, получим более развернутуюсистему методов, которую рекомендуемкак опорную при изучении психологическогоинструментария:

I.Организационные методы (подходы)

1. Сравнительный.

2. Лонгитюдный.

3. Комплексный.

II.Эмпирические методы

1.Обсервационные (наблюдение):

а)объективное наблюдение;

б)самонаблюдение (интроспекция).

2.Вербально-коммуникативные методы:

а)беседа;

б)опрос (интервью и анкетирование).

3.Экспериментальные методы:

а)лабораторный эксперимент;

б)естественный эксперимент;

в)формирующий эксперимент.

4.Психодиагностические методы:

а)психодиагностические тесты;

б)психосемантические методы;

в)психомоторные методы;

г)методы социально-психологическойдиагностики личности.

5.Психотерапевтические методы;

6.Методы изучения продуктов деятельности:

а)метод реконструкции;

б)метод изучения документов (архивныйметод);

в)графология.

7. Биографическиеметоды;

8. Психофизиологическиеметоды:

а)методы изучения работы вегетативнойнервной системы;

б)методы изучения работы соматическойнервной системы;

в)методы изучения работы центральнойнервной системы.

9.Праксиметрические методы:

а)общие методы исследования отдельныхдвижений и действий;

б)специальные методы исследования трудовыхопераций и деятельности.

10.Моделирование;

а)моделирование психики;

б)психологическое моделирование.

11.Специфическиеметоды отраслевых психологическихнаук.

III.Методы обработки данных

1. Количественныеметоды;

2. Качественныеметоды.

IV.Интерпретационные методы (подходы)

1. Генетический.

2. Структурный.

3. Функциональный.

4. Комплексный.

5. Системный.

Источник: https://studfile.net/preview/5856417/page:5/

Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности

Введение. Номотетический и идеографический подходы

По своим основным характеристикам науки делятся на номотетические и идеографические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Номотетичекий подход (буквально: «устанавливающий законы» или «генерализирующий», обобщающий) в этой квалификации противостоит идеографическому («описывающему особенное», индивидуализирующему).

По мнению философской школы неокантианцев (представителями которой были Виндельбанд и Риккет), главной характеристикой науки являются те ценности, на которые она ориентируется. В общем виде можно говорить о ценностях количества и ценностях качества.

Тогда номотетические науки поднимают вопросы меры, порядка и закона, а идеографические – качественной оценки явлений. Атрибуция науки как номотетической или идеографической зависит от ее метода, а не от предмета или объекта. [3]

Номотетический метод познания в наибольшей степени характеризует естественные науки и связан с обобщением отдельных фактов, с выведением общих закономерностей на основании многочисленных частных случаев.

Основным методом в номотетическом подходе являются все формы стандартизованного измерения, понимаемые очень широко (категоризованное наблюдение, стандартизованное интервью и анкетирование, тестирование, эксперимент).

Идеографический метод – более адекватен при исследовании исторических явлений, встречающихся однократно и являющихся, как правило, уникальными. [5]

Основным методом здесь является описание, используются свободная беседа, неструктурированное наблюдение, проективные методики.

Позже идеи В.Виндельбанда получили дальнейшее развитие в трудах Вильгельма Дильтея, который применил классификацию способов познания к психологии. Психологическая система Дильтея появилась в период открытого кризиса в психологии, когда традиционная интроспективная психология сознания утратила свое главенствующее положение, а метод интроспекции был признан несостоятельным.

Мировая психологическая наука остро нуждалась в новых направлениях, и одним из таких направлений стала описательная, или понимающая психология, которую и предложил В. Дильтей. Он видел главную беду интроспективной психологии в стремлении объяснить психические явления с точки зрения их структуры, открыть универсальные законы соединения мельчайших элементов психического, т.е.

в попытке применить в психологии номотетический подход к получению знаний. Традиционную интроспективную психологию Дильтей назвал аналитической, или объяснительной, и предложил в противоположность ей новую, описательную, или понимающую психологию, главным методом которой было постижение душевной жизни человека в ее целостности и уникальности, т.е. идеографический подход.

На рассуждениях В.Дильтея неокантианство не остановилось. Вслед за ним В.

Виндельбанд, мыслитель, заложивший основы баденской школы, делает еще одну попытку определить принципиальную разницу наук о природе и наук о духе.

Он пытается ответить себе на следующий вопрос: «На чем основывал Дильтей различие естественных наук и наук о духе?» Это основной вопрос его работы «История и естествознание». [1]

В.Виндельбанд замечает, что, вряд ли можно удовлетвориться полученными В.Дильтеем результатами. В.Дильтей ввел лишь метафизическое различение наук о природе и духе, методологически же это разведение осталось не обоснованным.

Поэтому дильтеевскому метафизическому различению, основанному на предметной противоположности природы и духа, В.Виндельбанд противопоставляет различия методологического характера.

Исходя из нового критерия, говорит он, научные дисциплины делятся на «номотетические» и «идеографические».

Первых интересуют законы в их непреложности, то, что есть всегда, вторых – события в потоке становления, т.е. то, что бывает только раз. Первую группу наук философ назвал номотетическими, науки второго типа идеографическими. [2]

Таким образом, замечает В.Виндельбанд, теряет смысл дильтеевское различение. Оказывается что любое событие, любой феномен можно рассмотреть двояко: как особо частное и неповторимое и под знаком единообразия. Например, «наука об органической природе номотетична как системно-дискрептивная и идеографична при рассмотрении процесса развития земных организмов».

Таким образом, с одной стороны – закон, а с другой – события в их индивидуальности. Как нельзя дедуцировать уникальное событие из закона, так и от неповторимых явлений невозможно механически перейти к определению закона.

«Закон и событие останутся рядом друг с другом как несоизмеримые величины нашего понимания мира». Подобная несводимость для В.

Виндельбанда является неразрешимой проблемой, но именно на такой несводимости основывается автономия исторических наук, а значит фактически и автономия гуманитарного знания.

Источник: https://studwood.ru/908957/filosofiya/nomoteticheskiy_ideograficheskiy_podhody_issledovaniyu_individualnosti

МедНаука
Добавить комментарий