Заболевания опорно-двигательной системы. Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы

Презентация на тему

Заболевания опорно-двигательной системы. Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы

  • Слайд 2
  • Слайд 3
    • Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве
    • Защитная создаёт полости тела защиты внутренних органов
    • Формообразующая определяет форму и размеры тела
    • Опорная: опорный остов организма
    • Кроветворная: красный костный мозг – источник клеток крови
    • Обменная: кости – источник Ca, F и других минеральных веществ.
  • Слайд 4
    • Формообразующая определяет форму и размеры тела.
    • Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов.
    • Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.
    • Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую.
  • Слайд 5

    Рентгенограмма скелета человека (skeletos)

  • Слайд 6
    • Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
    • Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.
  • Слайд 7
    • Пояс верхней конечности
    • Скелет свободной верхней конечности
    • Череп
    • Грудная клетка
    • Позвоночник
    • Скелет свободной нижней конечности
    • Пояс нижней конечности
    • Скелет свободной нижней конечности
  • Слайд 8
    • Шейные позвонки (7)
    • Грудные позвонки (12)
    • Поясничные позвонки (5)
    • Крестцовые позвонки (5)
    • Копчиковые позвонки (4-5)
    • Поперечные отростки позвонков
    • Шейный лордоз
    • Грудной кифоз
    • Поясничный лордоз
    • Крестцовый кифоз
    • Позвоночный канал
    • Тело позвонка
    • Межпозвоночное отверстие
    • Крестцовый канал
  • Слайд 9
    • Лобная кость
    • Теменная кость
    • Височная кость
    • Нижняя челюсть
    • Скуловая кость
    • Верхняя челюсть
    • Клиновидная
    • Затылочная
    • Слезная кость
    • Носовая кость
    • Решетчатая кость
  • Слайд 10
    • Истинные ребра
    • Грудино-реберные суставы
    • Хрящевые части ребер
    • Ложные ребра
    • Реберная дуга
    • Колеблющиеся ребра
  • Слайд 11
    • Ключица
    • Лопатка
    • Плечевая кость
    • Локтевая кость
    • Лучевая кость
    • Кости запястья
    • Фаланги пальцев
    • Пояс верхней конечности
    • Костипястья
  • Слайд 12
    • Тазовые кости
    • Бедренные кости
    • Большая берцовая кость
    • Малая берцовая кость
    • Предплюсна
    • Плюсна
    • Фаланги
    • Хрящ
    • Суставная головка
    • Суставная впадина
    • Надкостница
    • Суставная сумка
    • Суставная жидкость
    • Пяточная кость
    • Надколенник
  • Слайд 13

    Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных

  • Слайд 14
    • Лицевой отдел
    • Мозговой отдел
  • Слайд 15
    • Шейный
    • Грудной
    • Поясничный
    • Копчик (рудиментарный орган)
    • Крестцовый
  • Слайд 16

    Массивные кости нижней конечности, сводчатая стопа

  • Слайд 20
    • Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела.
    • У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30% от веса тела.
  • Слайд 21

    Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

  • Слайд 22

    Скелетные (соматические) мышцы

  • Слайд 23
    • Произвольные. Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др.
    • Непроизвольные. Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.
  • Слайд 24

    Основные поверхностные мышцы

  • Слайд 25
    • Приведение
    • Вращение наружу
    • Отведение
    • Вращение внутрь
    • сгибание
    • разгибание
  • Слайд 26
    • Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета.
    • Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления.
    • Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.
  • Слайд 27

    Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.

  • Слайд 28

    Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.

  • Слайд 29
    • Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании.
    • Мышцы языка и гортани нужны для речи.
  • Слайд 30

    Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание.

  • Слайд 31

    Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.

  • Слайд 32
    • У человека хорошо развиты мышцы, удерживающие тело в разогнутом (вертикальном) положении.
    • При расслаблении этих мышц тело сгибается под действием силы тяжести.
  • Слайд 33

    Мышцы выполняющие одни и те же движения, называют синергистами, а противоположное – антагонистами.

  • Слайд 34

    A = F * S

    • Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.
    • Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.
  • Слайд 35
    • Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения – тонуса.
    • Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы.
    • Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение .
  • Слайд 36
    • Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного напряжения мышц.
    • Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.
    • Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.
  • Слайд 37
    • При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц.
    • Такое состояние носит название мышечного утомления.
  • Слайд 38

    Гигиена ОДС

  • Слайд 41

    а- нормальная осанка; б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина); в- плоская спина; г- плосковогнутая спина;

    д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)

  • Слайд 42
    • Затрудняет работу лёгких, сердца, ЖКТ
    • Уменьшается ЖЕЛ, снижается обмен веществ
    • Появляются головные боли, повышается утомляемость
  • Слайд 43
    • Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп
    • Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)
    • Режим труда и отдыха
  • Слайд 44

    Классификации

    1. По этиологии
      • паралитическое
      • рахитическое
      • статическое
      • травматическое
    2. По характеру деформации
      • поперечное
      • продольное
      • сочетание продольного и поперечного
  • Слайд 45

  • Слайд 46
    • Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека.
    • Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе.
    • На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз.
  • Слайд 47
    • избыточный вес
    • неудобная обувь
    • нерациональные нагрузки
    • травма стопы и голеностопного сустава
    • некоторые врожденные состояния (косолапость)
    • тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
    • перенесенный в детстве рахит
  • Слайд 48

    Уже в начале заболевания, можно заметить некоторые симптомы:

    • Быстрая утомляемость при ходьбе.
    • Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
    • Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.
  • Слайд 49

    При статистическом плоскостопии появляются болевые участки:

    1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.
    2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.
    3. Под внутренней и наружной лодыжками.
    4. Между головками предплюсневых костей.
    5. В мышцах голени (перегрузка).
    6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).
    7. В бедре (перенапряжение широкой фасции).
    8. В области поясницы (компенсаторное усиление лордоза).
  • Слайд 50
    • постоянная головная боль
    • искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз)
    • защемление межпозвонковых дисков
    • деформация стопы (вырастание «болезненной косточки» на большом пальце)
    • нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и
    • боль лодыжек
    • появление изменений в области коленных суставов
  • Слайд 51
    • На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают.
    • Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.
  • Слайд 52
    • Консервативное лечение В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии – стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее.
    • Оперативное лечение Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.
  • Слайд 53
    • Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени.
    • Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;
    • Полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.
  • Слайд 54
    • Обязательно – кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
    • каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
    • хорошее качество кожи;
    • подошва гибкая, никаких платформ;
    • также можно использовать специальные ортопедические стельки и супинаторы (ортезы)
  • Слайд 55
    • Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека. М. «Госуд. медиц. изд-во». – 1933 г.
    • Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М. «Медицина». – 1975 г.
    • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: «Просвещение». – 1995 г.
    • Общий курс физиологии человека и животных. Ред. А.Д. Ноздрачев. М.: «Высшая школа», т.1. 1985 г.
    • Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского. М.: «Мир». 1968 г.
    • Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский. М.: «Медицинская энциклопедия». 1993 г.
    • Биология. Справочные материалы. Ред. Трайтак Д.И. М.: «Просвещение». 1994 г.
    • Беляева Л.Т. и соавторы. Биология. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • //pptcloud.ru/
  • Посмотреть все слайды

    Источник: //pptcloud.ru/biologiya/oporno-dvigatelnaya-sistema-cheloveka

    Развитие опорно-двигательной системы и здоровье человека. 8-й класс

    Заболевания опорно-двигательной системы. Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы

    Класс: 8

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Целеполагание ученика:

    1. Закрепить знания о строении опорно-двигательной системы;
    2. Научиться контролировать состояние своей опорно-двигательной системы;
    3. Узнать правила сохранения здоровья своей опорно-двигательной системы;

    Задачи учителя:

    1. Научить школьников самостоятельно оценивать состояние своей опорно-двигательной системы, определять пути коррекции, изучив методики диагностики и теоретические материалы..
    2. Развивать – организационные компетенции: постановка цели исследования, планирование и осуществление своей деятельности; исследовательские компетенции: формулировать гипотезу исследования, выделять объект исследования, оформлять теоретические и экспериментальные результаты; коммуникативные компетенции: навыки сотрудничества, умение вести дискуссию, предъявлять результаты своей деятельности.
    3. Воспитывать уважительное отношение к своему здоровью, прививать навыки здорового образа жизни и соблюдения режима труда и отдыха.

    развитие опорно-двигательной системы и здоровье человека. (на слайде).

    Слайд 1

    Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в своем произведении “Человек, который смеется” описал очень жестокий обычай, имевший место в определенных кругах в Древнем Китае. “Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна. Голова и ноги ребенка проходили свободно.

    Днем вазу держали вертикально, а на ночь клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полости внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет, по истечении которых жертва оказывалась изуродована непоправимо.

    Убедившись, что эксперимент удался и урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму”.

    Как соотнести рассказ с темой урока?

    (Рост скелета и мышц особенно интенсивно происходит в детском и юношеском возрасте)

    Что такое опорно-двигательная система? (это скелет и мышцы)

    Что такое здоровье? (это нормальное функционирование организма, работа всех систем без отклонений)

    Как связаны эти два понятия будет разбирать на уроке.

    Слайд 2

    Перед вами фотографии двух подростков с изменениями в опорно-двигательной системе. (Дать пояснения к слайду)

    Почему они стали такими? (родились такими, изменить нельзя; родились с нормальным позвоночником, но не следили за изменениями и постепенно искривился)

    Да, есть врожденные патологии скелета, а есть приобретенные.

    Чтобы разобраться в причинах приобретенных нарушений, мы вспомним , что вы знаете об опорно – двигательной системе, которая подразделяется на скелет и мышцы.

    Слайд 3

    На партах лежат тексты, прочитайте задание и выполните его. (2 минуты – чтение и осмысливание)

    Ответьте на вопросы, заданные к тексту – вызываются по 2 человека на каждый вариант.

    Как предупредить нарушения опорно-двигательной системы? (Дети высказывают предположения)

    Слайд 4

    Своевременный контроль изменений состояния опорно-двигательной системы позволит предупредить нарушения и сохранить здоровье.

    Слайд 5

    Цель: Научиться контролировать изменения в опорно–двигательной системе.

    Самодиагностика.

    Сейчас научимся некоторым приемам самодиагностики.

    Слайд 6

    1.Определение правильной осанки.

    Чтобы определить правильность осанки, надо встать у стены, прижав пятки, голени, бедра и лопатки. Проверить степень поясничного прогиба: если проходит только ладонь – то осанка не нарушена; если – кулак – есть нарушение осанки.

    Практическая работа: вызывается один ученик и с ним проводится этот прием. Затем вызываются еще 2 ученика (желающие). Один контролирует второго.

    2. Второй прием

    заключается в следующем: надо положить на голову книгу, пройти с ней и присесть. Если не упадет, то осанка во время ходьбы нормальная. 2 человека с книгами идут по проходам и приседают.

    Слайд 7

    3.Определение сутулости

    (картинки с последовательностью действий)

    Перед вами инструкция, которая позволить определить сутулость. Расскажите, как вы будете действовать.

    Попробуйте применить этот прием. (Вызываются 2 человека, который определяют, есть сутулость или нет.

    В оценочных листах произведите вычисления и узнайте, есть у вашего товарища сутулость или нет. Все считают и делают вывод.

    Если обнаружились изменения в скелете, каковы будут ваши рекомендации? (Дети говорят о физических упражнениях и укреплении мышц.)

    Слайд 8

    Укрепление мышц спины

    Какие мышцы поддерживают наш скелет в прямом состоянии? (Мышцы спины, туловища, ног)

    Можно путем самонаблюдения проверить, какие мышцы работают и развиваются, когда мы выполняем простейшие упражнения?

    Проверим, сделаем некоторые упражнения:

    1. Встаньте прямо, медленно наклоняйте голову вправо и влево – раз-два-три-четыре, вперед-назад – раз-два-три-четыре.

    2. Для укрепления мышц спины и груди – сводим руки вперед-назад на счет раз-два-три-четыре.

    3. Наклоны туловища очень важны для укрепления мышечного корсета, который поддерживает позвоночник: наклоны вправо-влево (2раза), вперед-назад.

    4. Косые мышцы туловища развиваются и укрепляются в результате поворотов вправо-влево.

    Опишите ваши ощущения после физической нагрузки. Была ли у вас другая реакция на физическую нагрузку? (Да в походе, на даче и т.д.)

    Экспериментально доказано, что для укрепления мышц наиболее приемлем средний темп физической нагрузки. В этом случае поочередная работа сгибателей и разгибателей позволяет мышце восстановить свою работоспособность.

    Какие еще факторы влияют на формирование опорно-двигательной системы? (Массаж, питание)

    Слайд 9

    Питание, где есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины называется сбалансированным. Именно такое питание предлагается в школьных столовых. Поэтому нельзя пренебрегать теми блюдами, которые готовят для вас.

    Слайд 10

    Какой вывод вы можете сделать после проделанной на уроке работы?

    (Нужно следить за развитием и состоянием опорно-двигательной системы: Следить за своей осанкой сидя за столом, во время ходьбы, не допускать искривления позвоночника;

    Развивать и укреплять мышцы физической нагрузкой. Правильное сбалансированное питание необходимо для развития мышц и костей.)

    1) Прочитайте вопрос.

    2) Выберите нужный ответ.

    3) Запишите соответствующую букву в бланк для ответов.

    Слайд11

    Тест из 5 вопросов.

    Проведите взаимопроверку в парах – ключ ответов на экране.

    Сдайте бланки ответов.

    Причина усталости мышц – в молекулярных изменениях, происходящих в клетках мышц. Подробно будем говорить об этом в 9 классе. Почему мышцы устают, что надо делать, чтобы утомление дольше не наступало?

    Мышца, сокращаясь, тратит энергию, получает которую при окислении глюкозы. Для окисления нужен кислород. Значит, нужно эффективно обеспечивать организм кислородом во время нагрузки.

    Как правильно дышать при спортивных нагрузках?

    Во время нагрузки (например, бег) – на 4 шага делать вдох и на 4 шага делать выдох.

    Посчитать формулу сутулости у родителей, у себя, проверьте свою осанку, уходя возьмите памятку по самодиагностике.

    Памятка.

    Чтобы проверить степень сутулости измерением сантиметровой лентой. А – В это расстояние между плечами впереди, С – Д расстояние со спины;

    Если разность между (А – В) и ( С– Д ) будет единица или больше – сутулости нет; а если результат меньше единицы – сутулость.

    Чтобы проверить гибкость позвоночника наклоняемся медленно не сгибая колен. Если не достаем до пола – результат плохой, если касаемся пальцами – средний уровень гибкости, если касаемся ладонью – хорошая гибкость, если можем гнуться еще – очень хорошая гибкость.

    Чтобы проверить свою осанку проводят наблюдения: стоя у стены проверяют расстояние между поясницей и стеной – если проходит кулак то нарушение есть, если проходит ладонь – норма.

    Искривления позвоночника боковые – сколиозы, вперед – лордоз, назад – кифозы.

    Чтобы проверить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать прямо и попросить товарища посмотреть, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да, искривления нет.

    31.12.2011

    Источник: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/603967/

    Презентация

    Заболевания опорно-двигательной системы. Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы

    Опорно-двигательная

    система человека.

    Гигиена ОДС.

    учитель биологии Мудрецов Игорь Вячеславович

    МОУ Щаповская СОШ

    2012 г.

    Структурная часть

    опорно-двигательной системы

    Активная

    Пассивная

    Двигательная

    обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве

    Защитная

    создаёт полости тела защиты внутренних органов

    Формообразующая

    определяет форму и размеры тела

    Опорная

    опорный остов организма

    Кроветворная

    красный костный мозг – источник клеток крови

    Обменная

    кости – источник Ca, F и других минеральных веществ.

    Функции

    • Формообразующая
    • определяет форму и размеры тела.

    • Защитная
    • создаёт полости тела для защиты внутренних органов.

    • Двигательная
    • обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.

    • Энергетическая
    • превращает химическую энергию в механическую и тепловую.

    Функции

    Рентгенограмма скелета человека

    (skeletos)

    Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых

    тканей в организме, служащих

    опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от

    механических повреждений.

    Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

    Пояс верхней

    конечности

    Скелет

    свободной

    верхней

    конечности

    Череп

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет свободной

    нижней конечности

    Пояс нижней

    конечности

    Скелет свободной

    нижней конечности

    Отделы скелета

    Лобная кость

    Череп

    Теменная кость

    Височная кость

    Нижняя челюсть

    Скуловая кость

    Верхняя челюсть

    Клиновидная

    Затылочная

    Слезная кость

    Носовая кость

    Решетчатая кость

    Шейные позвонки (7)

    Грудные позвонки (12)

    Поясничные позвонки (5)

    Крестцовые позвонки (5)

    Копчиковые позвонки

    (4-5)

    Поперечные отростки позвонков

    Шейный лордоз

    Грудной кифоз

    Поясничный лордоз

    Крестцовый кифоз

    Позвоночный канал

    Тело позвонка

    Межпозвоночное отверстие

    Крестцовый канал

    Позвоночник

    Истинные ребра

    Грудино-реберные

    суставы

    Хрящевые части

    ребер

    Ложные ребра

    Реберная дуга

    Колеблющиеся ребра

    Грудная клетка

    Ключица

    Лопатка

    Плечевая кость

    Локтевая кость

    Лучевая кость

    Кости запястья

    Фаланги пальцев

    Пояс верхней

    конечности

    Кости пястья

    Верхняя конечность

    Тазовые кости

    Бедренные кости

    Большая

    берцовая кость

    Малая

    берцовая кость

    Предплюсна

    Плюсна

    Фаланги

    6 Хрящ

    4 Суставная головка

    1 Суставная впадина

    2 Надкостница

    3 Суставная сумка

    5 Суставная жидкость

    Пяточная кость

    Нижняя

    конечность

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7 Надколенник

    7

    Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных :

    а) Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти

    Лицевой

    отдел

    Мозговой

    отдел

    б) позвоночник имеет 4 изгиба

    лордоз

    кифоз

    Шейный

    Грудной

    Поясничный

    Копчик (рудиментарный орган)

    Крестцовый

    в) грудная клетка расширена вниз и

    в стороны

    г) большой палец

    противопоставлен другим

    д) широкий таз – опора внутренним органам

    е) массивные кости нижней конечности,

    сводчатая стопа

    Мышцы человека

    Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела.

    У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30%

    от веса тела.

    (musculi)

    Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

    Скелетные (соматические) мышцы

    Функционально мышцы

    подразделяют на:

    – произвольные

    Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).

    Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др.

    • непроизвольные
    • Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже.Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.

    Основные поверхностные мышцы

    Функция мышц зависит от мест их прикрепления

    Приведение

    Вращение наружу

    Отведение

    Вращение внутрь

    сгибание

    разгибание

    Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета.

    Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления.

    Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.

    Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.

    Мимические мышцы

    Глазодвигательные мышцы

    Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.

    • Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании.
    • Мышцы языка и гортани нужны для речи.

    Мышцы головы

    Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание.

    Диафрагма

    Мышцы тазового дна

    Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.

    У человека хорошо развиты мышцы, удерживающие тело в разогнутом (вертикальном) положении.

    При расслаблении этих мышц тело сгибается под действием силы тяжести .

    Работа мышц

    Мышцы выполняющие одни и те же движения, называют синергистами,

    а противоположное – антагонистами.

    Работа мышц антагонистов

    Работа мышц

    Статическая

    Динамическая

    A = F * S

    Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.

    Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

    Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения – тонуса.

    Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы.

    Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение .

    Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного

    напряжения мышц.

    Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

    Атрофия – потеря работоспособности

    в результате длительной бездеятельности мышц.

    При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц.

    Такое состояние носит название мышечного утомления.

    Активный отдых – лучшее средство

    для снижения утомления

    Гиподинамия неблагоприятно

    отражается на здоровье людей.

    Гигиена ОДС

    а- нормальная осанка;

    б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина);

    в- плоская спина;

    г- плосковогнутая спина;

    д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)

    Основные типы осанки

    Неправильная осанка

    Затрудняет

    работу лёгких,

    сердца, ЖКТ

    Уменьшается

    ЖЕЛ, снижается

    обмен веществ

    Появляются

    головные боли,

    повышается утомляемость

    Формирование осанки

    Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп

    Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)

    Режим труда и отдыха

    Плоскостопие

    КЛАССИФИКАЦИИ

    По этиологии

    – паралитическое

    – рахитическое

    – статическое

    травматическое

    По характеру деформации

    – поперечное

    – продольное

    – сочетание продольного и поперечного

    Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека.

    Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе.

    На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз.

    Строение стопы

    Причины плоскостопия

    • избыточный вес
    • неудобная обувь
    • нерациональные нагрузки
    • травма стопы и голеностопного сустава
    • некоторые врожденные состояния (косолапость)
    • Тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
    • перенесенный в детстве рахит

    Уже в начале заболевания,

    можно заметить некоторые

    симптомы:

    • Быстрая утомляемость при ходьбе.
    • Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
    • Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.

    Клиническая картина

    При статистическом плоскостопии появляются болевые участки:

    1.  В подошве: центр свода и внутренний край пятки.

    2.  В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.

    3.  Под внутренней и наружной лодыжками.

    4.  Между головками предплюсневых костей.

    5.  В мышцах голени (перегрузка).

    6.  В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).

    7.  В бедре

    (перенапряжение широкой фасции).

    8.  В области поясницы

    (компенсаторное усиление лордоза).

    • постоянная головная боль
    • искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз)
    • защемление межпозвонковых дисков
    • деформация стопы
    • ( вырастание «болезненной косточки» на большом пальце)
    • нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и
    • боль лодыжек

    • появление изменений в
    • области коленных суставов

    Последствия плоскостопия

    Здоровая стопа – путь к здоровью

    На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают.

    Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.

    Консервативное лечение

    В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии – стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее.

    Оперативное лечение

    Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.

    Самомассаж

    Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени.

    Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;

    полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.

    Как подобрать обувь при плоскостопии

    • Обязательно – кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
    • каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
    • хорошее качество кожи;
    • подошва гибкая, никаких платформ;
    • также можно использовать
    • специальные ортопедические стельки и супинаторы ( ортезы)

    Источники информации

    • Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека.
    • М. «Госуд. медиц. изд-во». – 1933 г.

    • \Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М. «Медицина». – 1975 г.
    • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: «Просвещение». – 1995 г.
    • Общий курс физиологии человека и животных. Ред. А.Д. Ноздрачев.
    • М.: «Высшая школа», т.1. 1985 г.

    • Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского.
    • М.: «Мир». 1968 г.

    • Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский.
    • М.: «Медицинская энциклопедия». 1993 г.

    • Биология. Справочные материалы. Ред. Трайтак Д.И. М.: «Просвещение». 1994 г.
    • Беляева Л.Т. и соавторы. Биология. М.: «Просвещение». 1975 г.
    • CD-диск «Мое тело. Анатомия и физиология человека.Интерактивная энциклопедия», (электронное учебное издание), Фирма «Новый диск», Издательский центр «Новый диск», 2006 г.
    • 2 CD-диска «Анатомия. 9 класс.Образовательный комплекс», (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
    • CD-диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
    • www.nature.ru
    • www.ru.wikipedia.org
    • www.cnshb.ru

    Источник: //uchitelya.com/biologiya/85636-prezentaciya-oporno-dvigatelnaya-sistema-cheloveka-8-klass.html

    Презентация по биологии на тему

    Заболевания опорно-двигательной системы. Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы

    Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Гигиена опорно-двигательной системы” (8 класс)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайдОписание слайда:

    Тема урока: «Гигиена опорно-двигательной системы» Учитель: Землянко Татьяна Брониславовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область

    2 слайдОписание слайда:

    Цель урока: Изучить причины нарушений осанки тела, рассмотреть методы профилактики.

    Задачи урока: познакомить учащихся с критериями здоровья человека; охарактеризовать факторы, разрушающие здоровье человека; углубить знания о строении и значении скелета человека; сформировать знания о причинах появления изгибов позвоночника в течение жизни; рассмотреть основные критерии правильной осанки тела; изучить методику определения искривлений позвоночника и нарушений осанки тела; охарактеризовать методы профилактики искривлений позвоночника.

    3 слайдОписание слайда:

    Дайте определение: Что такое здоровье? Какие критерии определяют здоровье человека?

    4 слайдОписание слайда:

    Критерии здоровья человека: Психические (эмоции, мышление, память, внимание, сон) Духовные (интерес к науке, обучению, технике, искусству) Физические (состояние систем органов, самих органов, тканей) Социальные (питание, жилище, условия труда и отдыха)

    5 слайдОписание слайда:

    Какие факторы определяют здоровья человека?

    6 слайдОписание слайда:

    Факторами, определяющими здоровье человека: наследственность – 15%, качество окружающей среды – 20%, состояние здравоохранения -15%, образ жизни самого человека – 50%

    7 слайдОписание слайда:

    Какие факторы разрушают здоровье человека?

    8 слайдОписание слайда:

    Факторы, нарушающие здоровье человека: Вредные привычки (алкоголь, табакокурение, наркотики, беспорядочные половые связи). Нарушение режима питания. Нарушение личной гигиены (уход за полостью рта, волосами, ногтями, кожей). Нарушение гигиены умственного труда. Инфекционные заболевания и окружающая среда. Нарушение правильной осанки тела.

    9 слайдОписание слайда:

    Постановка проблемы Как можно сформировать самому человеку красивую фигуру и правильную осанку своего тела?

    10 слайд 11 слайдОписание слайда:

    Как в процессе жизни формировались изгибы позвоночника?

    12 слайдОписание слайда:

    Пользуясь памяткой урока, определите виды нарушений осанки тела

    13 слайдОписание слайда:

    Определение искривлений позвоночника

    14 слайдОписание слайда:

    Определение лордозов

    15 слайд 16 слайдОписание слайда:

    Определение кифозов

    17 слайд 18 слайдОписание слайда:

    Определение сколиозов

    19 слайд 20 слайдОписание слайда:

    Как вы считаете, какие причины способствуют нарушению правильной осанки тела?

    21 слайдОписание слайда:

    I Искривления могут возникнуть в младенческом возрасте, когда ребенок начинает рано сидеть. II Искривление может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез. III В подростковом возрасте.

    22 слайдОписание слайда:

    Витамин D контролирует усвоение кальция, при недостатке возникает заболевание рахит. При недостатке инсоляции солнечных лучей, которые контролируют образование витамина D в организме

    23 слайдОписание слайда:

    При нарушении обмена фосфорно-кальциевых солей в организме. Необходимо употребление молочных продуктов: молока, сыра, сметаны, творога.

    24 слайдОписание слайда:

    Низкая двигательная активность, гиподинамия способствуют искривлению позвоночника

    25 слайдОписание слайда:

    Мягкая неудобная постель

    26 слайдОписание слайда:

    Переедание, ожирение, нарушение деятельности желез внутренней секреции

    27 слайдОписание слайда:

    Неправильная поза во время учебных занятий.

    28 слайдОписание слайда:

    Искривление возникает в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Обувь на высоких каблуках смещают центр тяжести и тело наклоняется вперед.

    29 слайдОписание слайда:

    Эмоциональное состояние человека

    30 слайдОписание слайда:

    Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями

    31 слайдОписание слайда:

    В МОУ СОШ №46 учащимися проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Взвешивание проводилось на трех параллелях: в 6-х, 7-х и 8-х классах. В портфеле 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом.

    32 слайдОписание слайда:

    Итоги обследований учащихся МБОУ СОШ №46. Осмотрено 226 человек подлежат коррекции 45 человек (19,9%)

    33 слайдОписание слайда:

    Обследования показывают, что количество учащихся с нарушением осанки тела с возрастом увеличивается.

    34 слайдОписание слайда:

    Профилактика и лечение заболеваний позвоночника Что нужно делать, чтобы сохранить красивую фигуру и правильную осанку тела?

    35 слайдОписание слайда:

    1. следить за рационом питания подростка; 2. должна быть в меру жесткая постель; 3. правильно сидеть за письменным столом; 4. делать утреннюю зарядку; 5. заниматься физкультурой; 6. вести активный образ жизни;

    36 слайдОписание слайда:

    7. ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту школьника; 8. портфель ученика не должен быть перегружен учебными принадлежностями; 9. Удобная обувь на низком каблуке.

    37 слайдОписание слайда:

    Объясните, сточки зрения темы урока, пословицы и крылатые фразы «Правильная осанка – залог твоего здоровья» И.П.

    Павлов «В здоровом теле – здоровый дух» крылатое латинское выражение «Богатство нации – это ее здоровье» А.Д.

    Сахаров «Здоровье дороже денег» русская пословица «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» А.В. Суворов «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» А. Шопенгаузер 

    38 слайдОписание слайда:

    О каком заболевании упоминается в песне? Какие причины способствуют возникновению этого заболевания? Какие методы профилактики заболевания предлагают? (звучит песня «Гиподинамия»)

    39 слайдОписание слайда:

    СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    40 слайдОписание слайда:

    Д/З § 12, создайте памятку Занятие физкультурой и спортом Правильное сбалансированное питание Удобная обувь Удобная твердая постель В меру нагруженный портфель Эмоциональное состояние человека Инсоляция солнечных лучей и образование витамина D в организме Удобная и правильная парта

    41 слайдОписание слайда:

      Каблуки – ерунда! Вот балетки – это ДА!   Нужно спортом заниматься, плавать, прыгать, кувыркаться.

    42 слайд 43 слайдОписание слайда:

    Здоровье – это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этому богатству – жизнь! Будьте стройны, красивы и здоровы!

    Скрыть

    Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра “Инфоурок”?

    Общая информация

    Источник: //infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-gigiena-opornodvigatelnoy-sistemi-klass-1585351.html

    МедНаука
    Добавить комментарий