Законы управления и их характеристики. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений

Основные законы управления организацией

Законы управления и их характеристики. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса.

Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности.

Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему.

В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы.

Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления)заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе).

Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом.

Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемамизаключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_217371_osnovnie-zakoni-upravleniya-organizatsiey.html

Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений

Законы управления и их характеристики. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управ­ляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управле­ния и жизнедеятельности.

Механизм реализации принятия реше­ния должен соответствовать этим законам (закономерностям), объ­ективно действующим в сфере экономического, политического или военного управления и определяющим его функционирование и развитие.

Для принятия научно обоснованных решений необходи­мо выяснить механизм действия, формы проявления законов и, главное, правильно их использовать в конкретной ситуации.

Это позволит сознательно создавать условия, в которых реализуются объективные законы, научно предвидеть развитие событий, выдви­гать обоснование и реальные цели управления, принимать опти­мальные решения [101].

Общие законы управления. Рассмотрим необходимость учета наиболее важных законов.

Закон целеполагания. Состоит в том, что цель действий управля­ющей системы должна выбираться на основе объективных законов движения (изменения) и специфических законов функционирова­ния элементов управляемой организации.

В противном случае будут выбраны нереальные цели действия, а управление будет хаотичным и неоптимальным. Согласно законам развития управляемой органи­зации (фирмы, бизнеса) ее движение (изменение) происходит не ха­отично и не в произвольных направлениях, а по определенным пра­вилам.

Принятое управленческое решение должно организовывать (ограничивать) разнообразие объекта управления, а не вступать в противоречие с законами его развития. Однако соответствие цели действий управляемого объекта его законам движения еще не озна­чает, что эта цель выбрана правильно.

Так, в управленческом целепо-лагании встречаются такие три проблемы [11, 58]:

1. Соответствие ресурсов, целей и условий их достижения. На­пример, декабристы выдвигали благородные, справедливые цели. Они должны были осчастливить народ или хотя бы вызвать его под­держку, но желание субъекта управления так и не осуществилось.

При выборе цели необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и действующие факторы, которые являются важнейшим средством и условием ее достижения. К ним относятся: ресурсы:

•природные,

•материальные, финансовые,

•человеческие (качественные и количественные характеристики); факторы:

•управленческие (механизм управления, используемые техноло­гии должны быть готовы к реализации цели);

•правовые (система законов и механизмы их обеспечения, миро­воззрение, традиции, образ жизни и поведение людей);

•демократические (уровень развития системы самоорганизации жизнедеятельности людей на основе их прав и свобод, состояние общественных отношений, культуры общества).

2.Соответствие целей требованиям внешней и внутренней сред, а также методам их достижения (цели достигаются, если они выбра­ны с учетом требований объективных законов управления и сущест­вуют соответствующие им методы управления).

3.

Соответствие цели результатам управления (любая деятель­ность и ее продукт должны иметь социальный эффект, например, ре­шение, принятое в социальной сфере, должно отвечать цели сохра­нения и развития общества, его устоев и ценностей).

Для любой сис­темы управления, реализующей принятие решения, цель является “внешней” категорией, которую формируют лица, принимающие ре­шения, чаще всего интуитивно. При выборе цели действий необхо­димо учитывать следующее:

•цель должна быть достижимой, отвечать реальной ситуации и иметь соответствующие ресурсы;

•цель должна быть ясной и устойчивой, а не неопределенной и аморф­ной, не должна конкурировать с другими целями;

•цели могут быть различными по характеру. Они полностью зави­сят от назначения системы и условий ее функционирования. Закон разнообразия. Требует, чтобы разнообразие воздействий,

исходящих от управляющего органа, было не меньше, чем разнооб­разие возможных изменений управляемого объекта.

В противном случае управляемый объект выйдет не только из-под регулирую­щего воздействия (будет невозможно привести его к заданному состоянию), но также из-под управления.

Нарушение этого закона можно проиллюстрировать. Например, руководитель, принявший неудачное решение, оправдываясь, говорит: “Этого мы не знали.

Это мы не предусмотрели. Этого никто не ожидал. Это случайность и т. д.”

Закон необходимого разнообразия требует соответствия управ­ляющей и управляемой подсистем, соответствия механизма управ­ления цели. Примером может быть необходимость соответствия сис­темы управления обществом культурному разнообразию, ментальности народа.

Следовательно, повышение разнообразия (уровня профессиональной компетентности) управляющего органа — важ­ное условие повышения качества управления.

Тот, кто имеет глубо­кие знания, навыки, развитые способности, опыт в принятии реше­ний, может принимать необходимые управленческие решения в лю­бой ситуации, поскольку обладает большим разнообразием средств воздействия, культурой управления.

Закон традиций. Требует учета традиций национальных и сфор­мированных влиянием организационной культуры, действующих норм в обществе, наличия у людей определенных стереотипов.

Закон движения (изменения). Предполагает наличие в процессе управления изменений состояния органов и объектов управления, процессов, происходящих в системе управления при достижении цели [28, 58]. Следовательно, лица, принимающие решения, долж­ны учитывать, что после их принятия и реализации обязательны из­менения в системе управления.

Закон обратной связи. Устанавливает связь управляющего и управляемого органов, их специфические причинно-следственные связи (связи взаимодействия), в которых каждый элемент системы управления выступает и как причина, и как следствие.

Результат, достигнутый управляющим воздействием на управляемый объект, вызывает, в свою очередь, обратное действие. От достигнутого ре­зультата зависит дальнейшее поведение системы управления.

Управ­ляющее воздействие при наличии обратной связи постепенно или быстро меняет свои значения во времени и в зависимости от ранее достигнутого разнообразия управляемого объекта позволяет сделать управление гибким, экономичным и способным противостоять слу­чайным изменениям в системе управления. Без знания истинного состояния динамически изменяющегося объекта управления невоз­можно принимать необходимые управленческие решения.

Специфические закономерности управления. Рассмотренные законы (закономерности) выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элемента­ми внешней среды, которые следует учитывать при принятии реше­ний.

Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние.

Например, изменение формы и содержа­ния управления требует соответствующей материально-техничес­кой базы или эффективность принятого решения зависит не только от комплекта взаимосвязанных задач, но и от организации работы персонала управления, используемых им методов управления. Исхо­дя из этого, при принятии решения следует учитывать связи и зави­симости внутри каждой системы управления, между ее составными элементами, между формами организации и содержанием работы персонала.

Учитывая действующие в мире бизнеса законы конкурентной борьбы, следует внимательно проанализировать специфические за­коны управления, описанные военными [101]. На данном уровне развития теории управления можно выделить два закона.

Закономерная зависимость организационных форм и методов управления от его организационной структуры, материально-тех­нической базы и условий.

Раскрывает наиболее существенные при­чинно-следственные связи и зависимости организационных форм и методов управления от средств, форм и способов ведения конкуре­нтной борьбы и технической оснащенности органов управления.

Внедрение новых технических средств сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации создает объектив­ные предпосылки для повышения эффективности принимаемых ре­шений. Однако эти возможности реализуются в том случае, когда с внедрением новых средств будут изменяться механизм управления, формы и методы деятельности персонала управления.

Учет механизма действия данного закона предполагает:

•создание для каждого “бизнеса” как объекта управления соответ­ствующей системы управления;

•постепенное совершенствование организационных форм и мето­дов управления по мере освоения персоналом средств автомати­зации и автоматизированных систем управления;

•планомерную переподготовку персонала управления и лиц, при­нимающих решения.

Закономерность единства организационно-методологических ос­нов на всех уровнях управления.

Отражает взаимосвязи и зависи­мости структурных форм и методов управления во всех подчинен­ных и взаимодействующих органах и системах управления.

Требо­вания этого закона особенно актуальны при создании совместных предприятий (прежде всего с иностранными организациями), где существуют определенная организационная культура, специфика управления.

Учет этого закона и механизма его действия дает возможность с научных позиций:

•определить структуру системы управления совместно действую­щими организациями;

•обеспечить взаимодействие органов управления и содействие им;

•обоснованно распределить функции управления и учесть иерар­хические особенности на уровнях управления в процессе сов­местного принятия решений.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Источник: https://mylektsii.ru/2-82245.html

Основные законы управления и их характеристика

Законы управления и их характеристики. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений

В теории управления понятия закон и принципы являются основными. Законы рассматриваются в качестве необходимых, существенных, устойчивых и цикличных отношений между субъектами и объектами. Они беспристрастны, то есть существуют вне зависимости от людского сознания.

Законы управления системой могут быть установлены теоретическим или эмпирическим путем. Они доказывают взаимозависимости между целями и способами их достижения в процессах управления. Главные управленческие правила играют очень важную роль в нашей ежедневной жизни и в процессе трудовой деятельности. Поэтому их знание и понимание очень важны для каждого из нас.

Концепция

В основе концепции менеджмента лежит совокупность правил и принципов, функционирующих в рыночной экономике. Сознательное внедрение экономических законов, которое осуществляется через управление, позволяет людям привести свою деятельность в соответствие с объективными критериями развития. Непосредственно менеджер выбирает сбалансированный метод при принятии решения.

Законы управления являются основополагающими. Их можно поделить на две группы. Первая включает те, что используются руководством в целом. Вторые – это непосредственно правила управления производством.

Оно имеет двусторонний характер. Во-первых, управление выражает беспристрастный процесс менеджмента труда сотрудника при производстве потребительских ценностей, то есть выступает в качестве потребности в производстве (отношения обоснованы коллективным трудом).

Во-вторых, оно касается производственных отношений сторон в процессе создания цены. Сторонами являются работодатель и работник, вступающие в отношения собственности друг с другом. В согласовании с этим управление производством изучается в двух аспектах: организационно-техническом и социально- экономическом.

Первый аспект предполагает объединение сотрудников на основе использующихся технических средств и машин. Основная задача: объединить рабочих и предметы труда, сформировать соотношения между ними. Данное направление раскрывает сущность понятия управления и состав его частей.

Социально-экономический аспект состоит в том, что владелец средств осуществляет промышленный процесс не только в собственных интересах, а также для коллектива рабочих и общества в целом.

Общие положения

По установившейся практике законы управления можно поделить на три главные группы: общие, частные, специальные.

Объективными (общими) считаются те, которые характерны процессу управления и выражают различные зависимости, которые формируются вне зависимости от желания субъектов.

Общие законы управления включают несколько положений. Вот их список:

1. Закон единства и целостности системы управления.

2. Закон требуемого числа степеней свободы системы управления.

3. Закон обеспечения необходимого разнообразия систем.

4. Закон соотношения управляющей и управляемой подсистем.

5. Закон соответствия форм и содержания связи (обратной и прямой) в системе управления и экономической природы отношений между подсистемами.

Рассмотрим каждый из них согласно порядковому номеру списка.

Первый

Закон единства и целостности системы управления – это основное правило в науке управления. Многофункциональная целостность означает, что система управления обязана реализовать все функции, необходимые для развития и деятельности социально-экономических систем.

Единство системы управления означает, что она должна образовывать единое целое, а не сумму частей, фрагментов или отдельных актов.

Второй

Закон требуемого числа степеней свободы системы управления. Это означает, что она обязана быть не только довольно гибкой, но и владеть нужными внутренними ресурсами, иметь определенную устойчивость и жесткость.

Число степеней свободы управляющих подсистем ограничено рамками законов, которые были приняты в данном государстве, нормами исполнительной власти, государственными традициями и принципами.

Потому обеспечение необходимого количества степеней свободы осуществляется с помощью универсальности законодательства, определенности подзаконных актов, объяснений исполнительной власти, что в общей сложности характеризует гибкость системы менеджмента.

Третий

Закон обеспечения необходимого разнообразия систем. Он заключается в том, что системы обязаны иметь необходимую диверсификацию в согласовании с потребностями в целом.

Несмотря на общность систем менеджмента, их можно и необходимо отличать друг от друга, что обосновано многообразием причин – отраслевых, погодных, этнических, демографических, профессионально- квалификационных, личных качеств руководителя.

Четвертый

Закон соотношения управляющей и управляемой подсистем.

Он означает, что указанные подсистемы обязаны быть соответствующими друг другу, исходя из убеждений их многофункциональных и структурных возможностей, задач, направлений, целей развития и деятельности организационной системы. Закон управления и цели подсистем тесно связаны. Он подразумевает необходимость опытного использования единоначалия и коллегиальности в менеджменте.

Пятый

Закон соответствия форм и содержания связи (обратной и прямой) в системе управления и экономической природы отношений между подсистемами. Как это понимать? Система управления заключается в подаче сигналов субъектам на выполнение каких-либо действий. Сигналы – это команды-решения, принимаемые на основе информации, поступающей из различных источников.

Специфические правила

Вторая группа законов включает частные, субъективные нормативно-правовые акты, благодаря применению которых можно существенно повысить продуктивность системы менеджмента в целом, а также некоторых ее частей. К их числу можно отнести законы изменения функций менеджмента, уменьшения количества уровней, распространенности контроля. Ниже рассмотрим их более подробно.

Частные законы

В числе подобных подобных правовых актов можно выделить следующие:

  • Закон изменения функций управления.
  • Закон сокращения количества ступеней менеджмента.
  • Закон сосредоточения функций менеджмента.
  • Закон распространения и контроля.

Поговорим о них подробнее.

Закон изменения функций управления говорит о том, что увеличение либо снижение уровней и ступеней менеджмента неизбежно влечет за собой повышение значения одних функций и уменьшение других.

Сущность закона сокращения количества ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней в составе организации, тем менеджмент более эффективен и оперативен. Это актуально при прочих равных условиях.

Закон сосредоточения функций управления устанавливает, что оно постоянно стремится к созданию большего количества функций на каждом уровне. Это неизбежно ведет к расширению управленческого аппарата.

Согласно закону распространения и контроля, существует установленная связь между числом подчиненных и способностью держать под контролем их деятельность со стороны руководства.

Существуют и другие частные закономерности.

Закон синергии говорит о том, что в любой компании существует совокупность элементов, в которых ее потенциал постоянно будет или значительно выше, чем обычная сумма включенных в нее частей, или значительно ниже, чем обозначенное число. Задача руководства организации заключается изначально в том, чтобы найти более оптимальный состав частей.

Сущность закона самосохранения заключается в том, что любая система имеет стремление к самосохранению и применяет с этой целью свой потенциал. Общий размер созидательных ресурсов организации должен превосходить комплексное воздействие наружных и внутренних разрушительных факторов.

Закон развития состоит в том, что любая система желает достигнуть наивысшего общего потенциала.

Жизненный цикл системы содержит в себе 8 чередующихся этапов:

  • Пороговая нечувствительность.
  • Внедрение.
  • Рост.
  • Зрелость.
  • Насыщенность.
  • Спад.
  • Крах.
  • Устранение.

Закон информированности – упорядоченности гласит, что чем больше информации о текущем и будущем состоянии внутренней и внешней среды организация имеет, тем выше возможность ее нормального существования.

Закон единства анализа и синтеза говорит о том, что всякая система движется к более экономному способу деятельности посредством использования анализа и синтеза. Основу системы анализа управления составляет метод постепенного приближения.

Специальные законы

В третью группу законов управления организацией целесообразно включить такие, которые не имеют непосредственного отношения к управлению, но могут оказать значительное воздействие на показатели работы организации.

В это группу включают экономические, законодательные, социальные и прочие законы. Подобные правила могут быть названы термином «специальные».

Такие законы являются официальными. Они неразрывно связаны со спецификой организации. К примеру, для компаний, которые работают в области тяжелого машиностроения, огромное значение имеют законы механики, на которых основаны разработка и создание машин и оборудования.

Для пищевой и фармацевтической промышленности законы химии в особенности имеют большое значение. Без их использования невозможна разработка и распространение технологических инноваций в данной области.

Правила в отношении общества

Среди законов управления обществом можно назвать те, которые представлены в таблице ниже.

Формулировка законаХарактеристика
Искусственно создавать проблемы и предлагать свои методы их решенияНужно создать такую ​​среду, чтобы граждане без помощи других добивались использования тех мер, которые необходимы для достижения определенных кругов на вершине иерархической пирамиды. Ухудшение криминогенной обстановки приводит к тому, что люди сами требуют ограничения определенных свобод. Кризис в финансовой сфере принуждает людей принимать некоторые нарушения социальных прав, которые до этого считались суровыми.
Отвлечение внимания людейОдним из законов управления людьми является необходимость отвлечь их внимание от главных вопросов, заполнив все информационное пространство мелкими, нередко лишенными смысла сообщениями. В результате можно постоянно занимать людей несущественными проблемами, не давая при всем этом принципиальной информации в различных ведущих отраслях науки и современных познаниях.
Постепенная реализация законов в сфере управленияДанный способ позволяет постепенно вводить те модели общества, которые вызовут громадное сопротивление со стороны людей. Разрушение структуры государства в 90-х годах прошлого столетия было создано именно по данной схеме: последовательное сокращение функций государства, приватизация собственности, сокращение зарплаты, ликвидация сбережений большей части жителей посредством инфляции с чрезвычайно высокими темпами. Если бы все это обвалилось на людей сразу, то избежать масштабных беспорядков было бы невозможно.
Отсрочка внедренияСуть в том, что в определенный момент времени принимаются непопулярные меры, но они внедряются только через какое-то время. Это уменьшает возмущение людей и дает им возможность привыкнуть к нововведениям.
Обращаться с людьми, как детиПредполагает использование доводов, интонаций и смысловых понятий такого уровня, который предназначен для детей младше 12 лет. Таким образом можно достигнуть соответствующего ответа от людей, которые не имеют взрослой критической оценки событий.

Законы социального управления

Они беспристрастны, то есть не зависят от желания отдельных субъектов. Основные положения данной категории представлены в таблице ниже.

ЗаконыХарактеристика основных законов управления
Доминирования глобальной цели системыЯвляется основополагающим в данной категории законов. Подсистемы (экономическая, техническая, политическая и так далее), которые составляют социальную систему, образуют единение, составляют целостный организм.
СпециализацииПодразумевает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального менеджмента.
ИнтеграцииОбъединяет действия на разных уровнях и направлениях в единый процесс менеджмента.
Экономии временного ресурсаХарактеризует продуктивность управления, достижение задач с учетом малых временных затрат.
Наиважнейших социальных задачЗадачей общества и поддержания его баланса и развития является неизменное улучшение качества жизни его членов. Потому все другие цели должны зависеть от данной задачи.
РазнообразияСистема управления должна быть более разнообразной, чем управляемый объект.
ДоктринальностиСоциальная концепция – это своего рода глобальная разработка. Она выдвигает на первый план основополагающие ценности социальных интересов общества, содержит механизмы их реализации и является базовой для определенных стратегических задач социальной политики, определенных руководящих принципов.
Развития самостоятельной активности каждой подструктурыБольшое значение имеет передача функций управления народным органам.

Заключение

В числе основных законов управления есть такие, которые могут либо должны применяться на всех предприятиях, независимо от специфичности их работы либо законодательной формы. Это экономические правила, которые регулируют порядок воплощения идей бизнеса и законодательные основы, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов с госструктурами и прочими контрагентами.

Источник: https://FB.ru/article/473717/osnovnyie-zakonyi-upravleniya-i-ih-harakteristika

Законы и принципы в принятии управленческих решений на предприятиях

Законы управления и их характеристики. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений
Формирование управленческих решений и менеджмент предприятия должны обеспечивать оптимальность управления, которое определяется глобальной целью и построением стратегий.

Как правило, глобальная цель бизнеса состоит в обеспечении устойчивого всестороннего развития предприятия и успешной деятельности на всех рынках: ресурсов, товаров и услуг, денег, ценных бумаг и капиталов, труда и др. Глобальная цель предприятия всегда содержит противоречие: меньше производить, а больше получать прибыли.

При этом стратегия предприятия должна разрешить данное противоречие. При разрешении этого противоречия необходимо учитывать внешнюю среду и внутренние возможности предприятия. В литературе принято однозначно считать, что на предприятие как микроэкономическую систему оказывает влияние внешняя среда, и первое должно адаптироваться к последней.

Это верно, если под внешней средой понимается государство. Но с другой стороны, к внешней среде предприятия относят также и другие объекты хозяйствования, в том числе и другие предприятия, например, поставщиков ресурсов. Пожалуй, четкого разделения влияния внешней среды на предприятие и наоборот не существует.

Например, лидеры на рынке влияют на его конъюнктуру: объем потребляемых ресурсов (в случае увеличения объемов производства или замены сырья), деньги и ценные бумаги (цена денег зависит от активности предприятий), потребительские товары (степень насыщения рынка товарами: перепроизводство или поддержание дефицита) и т.д.

То есть даже отдельные микроэкономические системы могут влиять на изменения внешней среды и являться началом динамики развития. Взаимное влияние внешней среды и предприятий обусловлено системой экономических отношений, устанавливаемых на основе экономических законов управления.

Поэтому предложенные нами законы управления рассматривают формирование управленческих решений с учетом влияния внешней среды на микроэкономические системы и наоборот. Законы управления можно классифицировать на две большие группы:

– детерминистского типа, которые жестко и постоянно регулируют экономические отношения как внутри предприятия, так и за его пределами;

– законы тенденций, действующие в определенные периоды. Данные законы не препятствуют развитию отдельных экономических систем и экономики страны в целом, если они нарушаются отдельными субъектами хозяйствования, но массовое их несоблюдение препятствует нормальному развитию. Экономические отношения предприятия базируются на использовании механизма действия в конкретных ситуациях следующих основных экономических законов:

-закона спроса и предложения;

-закона экономии времени;
-закона возрастания дополнительных затрат;
-закона убывающей доходности;
-закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
-закона эффекта масштаба производства;
-закона снижения предельной производительности;
-закона конкуренции и антимонопольного законодательства и др. Результаты исследования в течение последних пятнадцати лет на промышленных предприятиях в условиях быстрой смены экономической системы, практически неограниченной свободы субъектов хозяйствования, жестких экономических отношений со стороны государства, непостоянства внешней среды (постоянные изменения налогообложения и минимальной заработной платы, переоценки ОПФ, высоких темпов инфляции и т.д.) показали, что в таких условиях хозяйствования принятие управленческих решений в области финансово-хозяйственной деятельности и экономического роста базируется на сформулированных нами дополнительных законах.

Закон единства «организация – внешняя среда»: «Экономическое развитие возможно в результате постоянного обмена с внешней средой информацией и веществом на базе информационных и материальных потоков».

Предприятие из внешней среды получает сырье, материалы, топливо, энергию, трудовые ресурсы и т.д., а во внешнюю среду отдает товары, услуги, работы. То есть только путем постоянного обмена веществом могут взаимно развиваться предприятия и экономика в целом.

Данный обмен сопровождается сопутствующими информационными и финансовыми потоками. Основным представителем внешней среды по отношению к предприятию является государство.

Оно устанавливает основные правила экономических отношений: налоги, нормы и тарифы, льготы и санкции, регулирует процессы воспроизводства и возможности их финансирования.

В этом отношении можно отметить следующие тенденции:

– расширение возможностей предприятия по регулированию финансовых результатов, например, путем регулирования амортизационных начислений и отнесения их на себестоимость продукции и др.;

– снятие льгот, например, по налогообложению прибыли, направляемой на собственное развитие;
– ужесточение контроля со стороны государства по экономическим отношениям внутри предприятия, например, по своевременной выплате заработной платы своим работникам, по расчетам с бюджетами и т.д.;
– снижение налоговой нагрузки с предприятий путем отмены налога с продаж, снижения ставки НДС и др.;
– постоянное за последние годы снижение ставки рефинансирования и снижения резервной ставки ЦБ РФ, что повышает доступность кредитных ресурсов и обеспечивает эффективное использование заемных средств;
– на предприятиях идет постоянная смена собственника, основной целью которого, за редким исключением, является либо перепрофилирование предприятия под торговую базу, либо «выжимание» из пред-приятия всего возможного без вложения на воспроизводство ОПФ;
– государство не осуществляет в должной мере процессы экономического регулирования и контроля за сохранением научно-производственного потенциала;
– в процессе проведения банкротства из технологической цепи «выпадают» предприятия, обеспечивающие поставки по кооперации, что затрудняет экономический рост в производственной сфере;
– разрушение системы подготовки и переподготовки рабочих кадров и слабая мотивация производительного труда на промышленных предприятиях, ощущается дефицит рабочих кадров, например, станочников на машиностроительных заводах. Закон единства «организация – внешняя среда» как бы подтверждается другим законом исторического развития экономических систем: «развитие экономических систем есть результат увеличения их воздействия на внешнюю среду». Особенно это воздействие ощущается со стороны фондообразующих отраслей. Создание новой техники и новых технологий, например, в машиностроении и постоянное их внедрение повышает технический уровень в других отраслях экономики. В настоящее время, несмотря на все трудности в экономике, у России имеется уникальная возможность перехода на новые технологии целыми отраслями. Для этого при Правительстве должен быть создан инновационный Центр по координации этих работ при соответствующем финансировании из созданного резерва государственного бюджета в объеме 200 -400 млрд рублей.

Закон развития микроэкономической системы за счет внешней среды: «Любая микроэкономическая система может развиваться только за счет использования материально-энергетических, трудовых и информационных ресурсов внешней среды, абсолютно изолированное саморазвитие невозможно».

При этом необходимо отметить, что темпы развития микроэкономических систем зависят от напряженности конкурентной борьбы.

В плановой системе также было развитие за счет концентрации всех видов ресурсов в руках государства, однако внедрение инноваций, несмотря на огромное количество открытий и изобретений, получаемых в бывшем СССР, реализовывалось очень медленно.

А это значит, что на развитие микроэкономических систем существенное влияние оказывает внешняя среда и, в частности, экономические отношения на конкурентной основе.

При соответствующем контроле со стороны государства за обеспечением здоровых конкурентных отношений одним из основных путей выживания и развития предприятия является внедрение достижений НТП в разработки новых технологий и новой техники.

Закон упорядоченности системы, основанный на принципе сохранения упорядоченности И. Пригожина и положения о том, что чем меньше система, тем, как правило, она более упорядочена, нами сформулирован следующим образом: «Микроэкономическая система упорядочена выше упорядоченности внешней среды».

Это объясняется большей гибкостью и быстрой реакцией микроэкономической системы: 1) отклонения в упорядоченности объекта хозяйствования за счет воздействия внешней среды рождают управленческое решение, направленное на восстановление упорядоченности; 2) непропорциональное развитие элементов микроэкономической системы требует постоянного воздействия на внутреннюю среду в виде управленческих решений; 3) некоторые управленческие решения внутри микроэкономических систем оказывают влияние на отклонения в упорядоченности внешней среды. Внешняя среда независимо от состояния нескольких микроэкономических систем постоянно находится в динамичном развитии (даже за счет других стран), поэтому микроэкономические системы должны постоянно адаптироваться и развиваться вслед за внешней средой с некоторым отставанием. Но часто возникает ситуация, когда одна или несколько микроэкономических систем выходят вперед, например по конкурентоспособности товара, а остальные, по отношению к лидерам – внешняя среда, развиваются с некоторым запаздыванием. К другим законам, которые необходимо учитывать в процессе принятия управленческих решений, можно отнести:

закон максимизации энергии и информации «наилучшими шансами на выживание обладает экономическая система, в наибольшей степени способствующая поступлению, выработке и эффективному использованию энергии и информации; максимальное поступление вещества не гарантирует системе успеха в конкурентной борьбе». Данный закон подтверждает теория М.Е. Портера – в конкурентной борьбе выиг-рывает то предприятие, которое имеет наименьшие издержки на производство и сбыт единицы продукции при том же качестве. В условиях ресурсосбережения необходим постоянный поиск новых технологий и создание новых более дешевых материалов – заменителей. Как правило, замена материала снижает качество изделия, поэтому при замене материалов необходимо находить оптимум между качеством, ценой и издержками у производителя и у потребителя. Снижение затрат на материалы приносит большую прибыль производителю, а вот снижение качества изделия несет дополнительные затраты потребителю, которые должны быть компенсированы более низкой ценой на изделие. Поиск компромиссов в экономических отношениях между производителями и потребителями должен быть открытым, а информация доступна для обеих сторон.

закон замедления развития: «процессы, протекающие в зрелых равновесных системах, находящихся в устойчивом состоянии, проявляют тенденции к снижению темпов развития».

Данный закон подтверждается жизненным циклом любой зрелой экономической системы: на стадии зрелости темпы роста объемов продаж снижаются, а значит, снижаются и возможности роста, а затем предприятие входит в стадию спада, когда темпы развития становятся даже отрицательными.

В этом случае необходимо управление строить таким образом, чтобы система самовоспроизводилась, то есть постоянно обновлялись производимые товары и менялись стратегии ценообразования. Принятие управленческих решений должно базироваться также на определенных принципах. Наряду с известными нами предложен ряд новых, к которым мы относим следующие.

Принцип преломления фактора внешнего воздействия на экономическую систему: «фактор внешней среды, действующий на систему, преломляется через всю иерархию ее подсистем. В случае наличия в системе «фильтров» данный фактор либо ослабляется, либо усиливается».

Так, постоянное изменение законодательства по налогообложению действует на все подсистемы предприятия: закупки, производства, распределение и сбыт.

Увеличение налогового бремени ведет к ограничению финансовых возможностей по всей логистической цепи, а снижение – способствует повышению спроса на товары производственного назначения и ведет к «оживлению» экономики. Снижение ЦБ РФ ставки рефинансирования и резервной ставки ведет к росту инвестиционных возможностей предприятия и ускорению процессов воспроизводства.

Принцип неполноты информации: «информации при проведении любых изменений недостаточно для априорного суждения о всех возможных действиях, особенно в отдаленной перспективе, когда разовьются все соответствующие цепные реакции».

Данный принцип подтверждает сложность принятия эффективных управленческих решений вообще и, в частности, в процессе прогнозирования. В этом случае неполнота информации компенсируется вариантностью прогнозов при постановке различных ограничительных условий.

Принцип удаленности события: «следующие поколения что-нибудь придумают для предотвращения возможных отрицательных последствий».

Известно, что использование некоторых достижений научно-технического прогресса ведет к негативным процессам, например, к загрязнению окружающей среды.

В этой связи постоянно ведутся работы, во-первых, по поиску новых безотходных технологий, а во-вторых, по снижению экологической нагрузки путем предупреждения и нейтрализации последствий вредного воздействия производства на окружающую среду.

Данный принцип не призывает к отказу от действий в настоящем, а, скорее, требует принятия мер, например, по выделению финансовых средств на экологические мероприятия.

Принцип формирования отраслей экономики: «длительное существование микроэкономических систем возможно лишь в рамках отраслей, где их компоненты и элементы дополняют друг друга и взаимоприспособлены».

Например, машиностроительные предприятия могут эффективно функционировать в условиях внутриотраслевого разделения труда при достаточно высокой степени кооперации труда. Одной из основных причин экономического кризиса и резкого спада объемов производства, особенно в машиностроении, явился разрыв кооперированных связей между предприятиями, которые, с одной стороны, оказались в разных государствах, а, с другой стороны, многие из них оказались банкротами. Использование наряду с известными предложенных законов и принципов в процессе принятия управленческих решений будет способствовать повышению их качества и эффективности.

Источник: https://www.ekportal.ru/page-id-2449.html

МедНаука
Добавить комментарий